Рабочая программа воспитания НОО 2024-2025

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 17 им. В.Н. Новикова
Тырминского сельского поселения
Верхнебуреинского муниципального района
Хабаровского края

РАССМОТРЕНА
на педагогическом совете
Протокол № 1
« 04 » сентября 2024 г.

СОГЛАСОВАНА
Заместитель директора по ВР
_______/Саматова О.И./
« 04 » сентября 2024 г.

УТВЕРЖДЕНА
Директор МБОУ СОШ № 17
/Е.М.
Зарыпова/Приказ № 5
от
« 05 » сентября 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
(часть ООП НОО)

(2024-2025 г.)

п. Тырма
2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
МБОУ СОШ №17
(часть ООП НОО)

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка…………………………………………………………..2
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ
1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся…………………………………...2
1.2 Направления воспитания…………………………………………………….3
1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания ……………………………...5
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1 Уклад общеобразовательной организации………………………………….6
2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности…………...…..8
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1 Кадровое обеспечение………………………………………………………17
3.2 Нормативно-методическое обеспечение…………………………………...18
3.3

Требования

к

условиям

работы

с

обучающимися

с

особыми

образовательными потребностями………………………………………….......19
3.4 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся………………………………………….…..20
3.5 Анализ воспитательного процесса……………………………………….…22
Календарный план воспитательной работы (Приложение) ………….…….…25
2

1. Пояснительная записка
Программа воспитания МБОУ СОШ №17 (Далее – Программа) направлена на
решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и
налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми, на
приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям,
правилам и нормам поведения в российском обществе.
Рабочая программа воспитания МБОУ СОШ №17 разработана на основе:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», с учётом Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года и Плана мероприятий по ее реализации в 2021-2025 гг., № 996-р и
Плана мероприятий по её реализации в 2021 — 2025 годах (Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р);
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372
"Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего
образования"(Зарегистрирован 13.07.2023 № 74229)
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых
проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации
явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого
поколения, спад культурно - досуговой деятельности с детьми и молодежью;
отсутствие патриотического воспитания и некоторые другие. На фоне пропаганды
средствами массовой информации жестокости и насилия, рекламы алкогольной
продукции и табачных изделий ситуация ещё более осложняется: представления детей
о главных человеческих духовных ценностях вытесняются материальными, и
соответственно среди желаний детей преобладают узколичные, «продовольственно вещевые» по характеру, формируются вредные привычки у детей младшего
школьного возраста. Перед семьёй, Школой стоит задача воспитания ответственного
гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою
деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой
задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств
личности лицеиста.
Воспитательная
программа
является
обязательной
частью
основной
образовательной программой МБОУ СОШ №17 и призвана помочь всем участникам
образовательного процесса, реализовать воспитательный потенциал с помощью
совместной деятельности и тем самым сделать школу воспитывающей организацией.
Данная программа воспитания показывает систему работы с детьми в школе. На ее
основе педагоги и классные руководители школы разрабатывают свои рабочие
программы воспитания.
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ
1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся
Миссия школы - Оптимизация процессов личностного развития, развитие и
самовыражение личности воспитанника и компетенций педагога, связанных с новыми
задачами воспитания в современных условиях.
Содержание воспитания обучающихся в МБОУ СОШ №17 определяется
содержанием российских базовых (гражданских, национальных) норм и ценностей,
которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и нормы
определяют инвариантное содержание воспитания обучающихся. Вариативный
компонент содержания воспитания обучающихся включает духовно-нравственные
ценности культуры, традиционных религий народов России.
3

Воспитательная деятельность в МБОУ СОШ №17 планируется и
осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере
воспитания. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей
является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские
традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями,
способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к
мирному созиданию и защите Родины.
Цель
воспитания
обучающихся
в
образовательной
организации:
-развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе
социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и
государства;
-формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности,
уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и
правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного
отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа
Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Задачи воспитания обучающихся в образовательной организации:
-усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей,
традиций, которые выработало российское общество (социально
значимых знаний);
-формирование и развитие личностных отношений к этим нормам,
ценностям, традициям (их освоение, принятие);
-приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям
социокультурного опыта поведения, общения, межличностных социальных
отношений, применения полученных знаний;
-достижение личностных результатов освоения общеобразовательных
программ в соответствии с ФГОС НОО.
Личностные результаты освоения обучающимися образовательных программ
включают:
-осознание российской гражданской идентичности; сформированность
ценностей самостоятельности и инициативы; готовность обучающихся к
саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
-наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
-сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного
отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
Воспитательная деятельность в МБОУ СОШ №17 планируется и
осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурноисторического, системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов и с
учётом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания,
совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру,
безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности.
1.2 Направления воспитания
Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности МБОУ
СОШ №17 по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС:
• гражданское воспитание — формирование российской гражданской
идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к
4

•

•

•
•

•

•

•

народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту
тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и
обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры;
представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в
коллективе, готовности к разнообразной совместной деятельности при выполнении
учебных, познавательных задач, выполнении экспериментов, создании учебных
проектов, стремления к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой
учебной деятельности; готовности оценить своё поведение и поступки своих
товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания
последствий поступков;
патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю, Родине,
своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение,
формирование российского национального исторического сознания, российской
культурной идентичности; способности владеть достоверной информацией о
передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества;
духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе духовнонравственной культуры народов России, традиционных религий народов России,
формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание
честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи,
уважения к старшим, к памяти предков;
эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры на основе
российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам
отечественного и мирового искусства;
физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и
эмоционального благополучия — развитие физических способностей с учётом
возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной
и социальной среде, чрезвычайных ситуациях; осознания ценности жизни,
ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый образ
жизни, осознания последствий и неприятия вредных привычек, необходимости
соблюдения правил безопасности в быту и реальной жизни;
трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам
труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность, получение
профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном
труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в
профессиональной деятельности;
экологическое воспитание — формирование экологической культуры,
ответственного, бережного отношения к природе как источнику жизни на Земле,
основе ее существования, окружающей среде на основе российских традиционных
духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы,
окружающей среды;
ценности научного познания — воспитание стремления к познанию себя и других
людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с
учётом личностных интересов и общественных потребностей; познавательных
мотивов, направленных на получение новых знаний по предмету, необходимых для
объяснения наблюдаемых процессов и явлений; самостоятельной работы с
учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими
средствами информационных технологий.
5

1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания
Требования к личностным результатам освоения обучающимися образовательной
программы начального общего в соответствии с ФГОС.
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального общего
образования.
Целевые ориентиры
Гражданско – патриотическое воспитание
Знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о Родине —
России, её территории, расположении.
Сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России, проявляющий
уважение к своему и другим народам.
Понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края,
своей Родины — России, Российского государства.
Понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего
региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним
уважение.
Имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в обществе,
гражданских правах и обязанностях.
Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в доступной по
возрасту социально значимой деятельности.
Духовно-нравственное воспитание
Уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные
ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности.
Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и
достоинство каждого человека.
Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь,
выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим
людям, уважающий старших.
Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам,
осознающий ответственность за свои поступки.
Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства
России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных народов,
вероисповеданий.
Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского
языка, проявляющий интерес к чтению.
Эстетическое воспитание
Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве
людей.
Проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной культуре.
Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности,
искусстве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия
Бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила здорового
и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде.
Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в
6

быту, природе, обществе.
Ориентированный на физическое развитие с учётом возможностей здоровья, занятия
физкультурой и спортом.
Сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей
психофизические и поведенческие особенности с учётом возраста.
Трудовое воспитание
Сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества.
Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам труда,
ответственное потребление.
Проявляющий интерес к разным профессиям.
Участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности.
Экологическое воспитание
Понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на
природу, окружающую среду.
Проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих
вред природе, особенно живым существам.
Выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм.
Ценности научного познания
Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность
в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.
Обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах,
многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о науке, научном
знании.
Имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в
естественнонаучной и гуманитарной областях знания.
2. Содержательный раздел
2.1. Уклад образовательной организации
В нашей стране есть много школ. Больших и маленьких, городских и деревенских.
Но очень здорово, что
на
Дальнем
Востоке,
в
поселке
Тырма
Верхнебуреинского муниципального
района Хабаровского
края
есть наша
замечательная школа – школа №17.
Здесь давно уже сложились свои традиции. Это то, чем сильна и богата школа, то,
что делает ее родной, неповторимой, любимой и близкой для тех, кто здесь учился, учится
и учит, для всех, кто здесь работает.
У каждой школы, как и у человека, есть своя история. Есть день рождения и свои
достижения, свои памятные даты, которыми она гордится.
1939 год – проходят изыскательские работы по строительству железной линии
Известковая – Ургал, начались строительные работы, строители прибывали с семьями,
надо было открывать школу. Приказом МПС СССР №638 от 2 июля 1940 года в п. Тырма
открыта официально начальная школа, хотя детей обучали с сентября 1939 года. В школе
было 4 класса, в них 40 учащихся. С 1 сентября 1940 года школа преобразована в
семилетнюю и находилась в ведении РОНО. Тырма на участке Известковая – Ургал
занимает серединное положение, поэтому из ближайших поселковы детей привозили в
7

Тырминскую школу, которая располагалась в жилом доме по ул. Первомайской. Так в
1940 году в школе уже обучалась около150 человек, а в интернате проживало около 50
человек.
В 1941 году началось строительство двухэтажного деревянного здания специально
для школы и интерната. Учебный год в 1941 году начался в новом здании, 1 этаж –
классные комнаты, 2 этаж – интернат.
В 1998 году деревянное здание начальной школы было разрушено.
С сентября 1941 года школа преобразована в среднюю, первый выпуск из 10 класса
был в 1943 году, их было всего 7 учеников.
В этом же году строительство железнодорожной линии Известковая – Ургал было
приостановлено. Большая часть строителей ушла на фронт, и их семьи выехали из
Тырмы. Поселок опустел. Школа закрыта, оставшихся учащихся перевели в
Чекундинскую и Аланапскую школы.
В октябре 1946 года снова открыта школа, как семилетняя. Находилась она в
ведении РОНО. Директором с 1947 по 1952 год был Киреев Федор Георгиевич. В 1951
году строительство железнодорожной линии было закончено, линия сдана в
эксплуатацию. В Тырме организовано отделение ДВжд. Школе присвоен №171. Первый
год в школе было 8 классов, постепенно выросли до 10 классов. 1953 году в 10 классе
обучалось 6 человек, и т.к. в школе не было учителей с высшим образованием, учащимся
пришлось со второго полугодия уехать в Известковую школу, чтобы там сдавать
выпускные экзамены. И первым выпуском из 10 класса считается выпуск 1954 года. Их
было 20. С каждым годом количество учащихся в школе росло. Наибольшее количество
учащихся было в 60-70 годы, от 850 до 1023 человек. В 1967 году в школе был 31 класс,
работало 49 учителей.
1975 году построено двухэтажное каменное здание для интерната, в котором
проживали дети железнодорожников со всей линии от Перевального до Ургала. Со
строительством БАМжд центром становится Н.Ургал, где построена школа с интернатом.
Интернат при нашей школе закрыт, что сразу отразилось на общем количестве учащихся в
школе. В 2000 году в школе 21 класс, количество учащихся 453, учителей 28, из них с
высшим образованием 17. Школа занимает два здания: в основном здании занимаются
старшие классы, а в другом начальные.
В 2003 году закончился капитальный ремонт школы, выполненный средствами ДВЖД,
силами СМП №179 школа получила вторую жизнь, появился и заработал
компьютерный класс. В 2014 г. при школе открылась дошкольная группа для детей в
возрасте от 5 до 7 лет.
МБОУ СОШ № 17 (далее – школа) является средней общеобразовательной школой
сельского поселения. Обучение ведётся с 1 по 11 класс по трем общего уровням
образования: начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее
образование. Школа удалена от культурных и научных центров, спортивных школ и школ
искусств. В ней присутствует социальный педагог и педагог- психолог, качество сети
Интернет среднее. Школьники принимают участие в дистанционных проектах, конкурсах
и мероприятиях района, края, России. В школе работает школьный краеведческий музей
8

«Истоки». Школа является не только образовательным, но и культурным центром
посёлка, осуществляет сотрудничество с Домом культуры, администрацией сельского
совета, КДН и ПДН ОВД района. Социокультурная среда школы более традиционна, чем
в городе, поэтому сохраняется бережное отношение детей к малой Родине: ее природе,
истории, культуре. У обучающихся формируется уважение к семейным традициям,
почитание старших, уважение к людям труда. Традиции, сложившиеся в школе являются
значимыми для детей и взрослых, и направлены на воспитание у школьников чувство
гордости за свою малую Родину, страну. Особо значимы: встреча Нового года, праздник
«Масленица», Пасха. Принципы воспитания в школе: создание психологически
комфортной среды для каждого ребенка и взрослого; реализация процесса воспитания
через организацию ярких событий, совместных дел школьников, родителей и педагогов
как предмета совместной заботы; системность, целесообразность и нешаблонность
воспитания.
2.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
Виды, формы и содержание воспитательной деятельности в этом разделе
запланированы и представлены по модулям. В модуле описаны виды, формы и
содержание воспитательной работы в рамках определенного направления деятельности в
школе. Каждый из модулей обладает воспитательным потенциалом с особыми условиями,
средствами, возможностями воспитания.
Воспитательная работа МБОУ СОШ №17 представлена в рамках основных
(инвариантных) модулей: «Основные школьные дела», «Классное руководство»,
«Урочная деятельность», «Внеурочная деятельность», «Внешкольные мероприятия»,
«Предметно-пространственная среда», «Работа с родителями», «Самоуправление»,
«Профилактика и безопасность», «Социальное партнерство», «Профориентация». А также
в рамках дополнительного (вариативного) модуля «Школьный театр». Модули описаны
последовательно по мере уменьшения их значимости в воспитательной системе МБОУ
СОШ№17.
Модуль «Урочная деятельность»
Реализация воспитательного потенциала уроков (урочной деятельности, аудиторных
занятий в рамках максимально допустимой учебной нагрузки) предусматривает:
максимальное использование воспитательных возможностей содержания
учебных предметов для формирования у обучающихся российских
традиционных
духовно-нравственных
и
социокультурных
ценностей,
российского исторического сознания на основе исторического просвещения;
подбор соответствующего содержания уроков, заданий, вспомогательных
материалов, проблемных ситуаций для обсуждений;
• включение учителями в рабочие программы по учебным предметам, курсам,
модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учет в определении
воспитательных задач уроков, занятий;
•

9

•
•

•

•

•

•

•

включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей
тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы;
выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие
на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами
воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания; реализацию
приоритета воспитания в учебной деятельности;
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на
уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений,
высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к
изучаемым событиям, явлениям, лицам;
применение интерактивных форм учебной работы – интеллектуальных,
стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий,
дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде,
способствует развитию критического мышления;
побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со
сверстниками и педагогическими работниками, соответствующие укладу
общеобразовательной
организации,
установление
и
поддержку
доброжелательной атмосферы;
организацию наставничества мотивированных и эрудированных обучающихся
над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательными
потребностями,
дающего
обучающимся
социально
значимый
опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся,
планирование и выполнение индивидуальных и групповых проектов
воспитательной направленности.
Модуль «Внеурочная деятельность»

Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в целях
обеспечения индивидуальных потребностей, обучающихся осуществляется в рамках
выбранных ими курсов, занятий:
•

•

•

•
•

курсы,
занятия
патриотической,
гражданско-патриотической,
военнопатриотической,
краеведческой,
историко-культурной
направленности:
«Разговоры о важном», «Орлята России»,
курсы, занятия с передачей школьникам социально значимых знаний, развитие
их любознательности, привлечение внимания к экономическим, политическим,
экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирование
гуманистического мировоззрения и научной картины мира: «Финансовая
грамотность», «Тропинка в мир профессий»,
курсы, занятия познавательной, научной, исследовательской, просветительской
направленности: «Юные шахматисты», «Основы информационной культуры
младшего школьника»,
курсы, занятия в области искусств, художественного творчества разных видов и
жанров: «Путь к грамотности», «Выразительное чтение»,
курсы, занятия оздоровительной и спортивной направленности: «Движение есть
жизнь!»,
10

№

1

2

3

4

5

Направление
внеурочной
деятельности

Название программы

Спортивнооздоровительная
деятельность
Проектноисследовательская
деятельность
Коммуникативная
деятельность

«Движение есть жизнь!»

1

1

1

1

«Юные шахматисты»

1

1

1

1

«Разговоры о важном»
«Орлята России»
«Тропинка
в
мир
профессий»
«Выразительное чтение»

1
1
1

1
1
1

1
1
1

1
1
1

1

1

1

1

«Основы
1
информационной
культуры
младшего
школьника»
«Путь к грамотности»
1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

9

9

9

9

Художественноэстетическая
творческая
деятельность
Информационная
культура

1 кл.

Интеллектуальные
марафоны
7
«Учение
с «Финансовая
увлечением!»
грамотность»
Итого
6

Количество часов в неделю
2 кл.

3 кл.

4 кл.

Модуль «Классное руководство»
Реализация воспитательного потенциала классного руководства как особого вида
педагогической деятельности, направленной в первую очередь на решение задач
воспитания и социализации обучающихся, предусматривает:
• планирование и проведение классных часов целевой воспитательной
тематической направленности;
• инициирование и поддержку классными руководителями участия классов в
общешкольных делах, мероприятиях, оказание необходимой помощи
обучающимся в их подготовке, проведении и анализе;
• организацию интересных и полезных для личностного развития обучающихся
совместных дел, позволяющих вовлекать в них обучающихся с разными
потребностями, способностями, давать возможности для самореализации,
устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать для них значимым
взрослым, задающим образцы поведения;
• сплочение коллектива класса через игры и тренинги на командообразование,
внеучебные и внешкольные мероприятия, походы, экскурсии, празднования дней
рождения обучающихся, классные вечера;
• выработку совместно с обучающимися правил поведения класса, участие в
выработке таких правил поведения в образовательной организации;
11

•

•

•

•

•

•

•

•

•

изучение особенностей личностного развития обучающихся путем наблюдения за
их поведением, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх,
беседах по нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с
результатами бесед с родителями, учителями, а также (при необходимости) с
педагогом-психологом;
доверительное общение и поддержку обучающихся в решении проблем
(налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогами,
успеваемость и др.), совместный поиск решений проблем, коррекцию поведения
обучающихся через частные беседы индивидуально и вместе с их родителями, с
другими обучающимися класса;
индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личных портфолио,
в которых они фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные
достижения;
регулярные консультации с учителями-предметниками, направленные на
формирование единства требований по вопросам воспитания и обучения,
предупреждение и (или) разрешение конфликтов между учителями и
обучающимися;
проведение педагогических советов для решения конкретных проблем класса,
интеграции воспитательных влияний педагогов на обучающихся, привлечение
учителей-предметников к участию в классных делах, дающих им возможность
лучше узнавать и понимать обучающихся, общаясь и наблюдая их во внеучебной
обстановке, участвовать в родительских собраниях класса;
организацию и проведение регулярных родительских собраний, информирование
родителей об успехах и проблемах обучающихся, их положении в классе, жизни
класса в целом, помощь родителям и иным членам семьи в отношениях с
учителями, администрацией;
создание и организацию работы родительского комитета класса, участвующего в
решении вопросов воспитания и обучения в классе, общеобразовательной
организации;
привлечение родителей (законных представителей), членов семей обучающихся к
организации и проведению воспитательных дел, мероприятий в классе и
общеобразовательной организации;
проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований и других
мероприятий.
Модуль «Основные школьные дела»

Реализация воспитательного потенциала основных школьных дел предусматривает:
общешкольные
праздники,
ежегодные
творческие
(театрализованные,
музыкальные, литературные и др.) мероприятия, связанные с общероссийскими,
региональными праздниками, памятными датами, в которых участвуют все
классы;
• участие во всероссийских акциях, посвященных значимым событиям в России,
мире;
• торжественные мероприятия, связанные с завершением образования, переходом
на следующий уровень образования, символизирующие приобретение новых
социальных статусов в образовательной организации, обществе;
•

12

церемонии награждения (по итогам учебного периода, года) обучающихся и
педагогов за участие в жизни образовательной организации, достижения в
конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, вклад в развитие образовательной
организации, своей местности;
• социальные
проекты
в
образовательной
организации,
совместно
разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогическими
работниками, в том числе с участием социальных партнеров, комплексы дел
благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и другой
направленности;
• вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьные дела в разных
ролях (сценаристов, постановщиков, исполнителей, корреспондентов, ведущих,
декораторов, музыкальных редакторов, ответственных за костюмы и
оборудование, за приглашение и встречу гостей и др.), помощь обучающимся в
освоении навыков подготовки, проведения, анализа общешкольных дел;
• наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки, проведения,
анализа основных школьных дел, мероприятий, их отношениями с
обучающимися разных возрастов, с педагогическими работниками и другими
взрослыми.
•

Модуль «Внешкольные мероприятия»
Реализация воспитательного потенциала внешкольных мероприятий предусматривает:
общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно с
социальными партнерами образовательной организации;
• внешкольные тематические мероприятия воспитательной направленности,
организуемые педагогами по изучаемым в образовательной организации
учебным предметам, курсам, модулям;
• экскурсии, походы выходного дня (в музей, экскурсия в банк, на предприятие и
др.), организуемые в классах классными руководителями, в том числе совместно
с родителями (законными представителями) обучающихся с привлечением их к
планированию, организации, проведению, оценке мероприятия;
• выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел,
в процессе которых складывается детско-взрослая общность, характеризующаяся
доверительными взаимоотношениями, ответственным отношением к делу,
атмосферой эмоционально-психологического комфорта.
•

Модуль «Организация предметно-пространственной среды»
Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды
предусматривает совместную деятельность педагогов, обучающихся, других участников
образовательных отношений по ее созданию, поддержанию, использованию в
воспитательном процессе:
•

оформление внешнего вида здания, холла государственной символикой
Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального
образования (флаг, герб), изображениями символики Российского государства в
разные периоды тысячелетней истории, исторической символики региона;
13

•
•

•

•

•

•

•
•

•

•

организацию и проведение церемоний поднятия (спуска) государственного флага
Российской Федерации;
размещение карт России, регионов, муниципальных образований (современных и
исторических, точных и стилизованных, географических, природных,
культурологических, художественно оформленных, в том числе материалами,
подготовленными обучающимися) с изображениями значимых культурных
объектов местности, региона, России, памятных исторических, гражданских,
народных,
религиозных
мест
почитания,
портретов
выдающихся
государственных деятелей России, деятелей культуры, науки, производства,
искусства, военных, героев и защитников Отечества;
изготовление,
размещение,
обновление
художественных
изображений
(символических, живописных, фотографических, интерактивных аудио и видео)
природы России, региона, местности, предметов традиционной культуры и быта,
духовной культуры народов России;
организацию и поддержание в образовательной организации звукового
пространства позитивной духовно-нравственной, гражданско-патриотической
воспитательной направленности (звонки-мелодии, музыка, информационные
сообщения), исполнение гимна Российской Федерации;
подготовку и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ
обучающихся в разных предметных областях, демонстрирующих их
способности, знакомящих с работами друг друга;
поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений в
образовательной организации, доступных и безопасных рекреационных зон,
озеленение территории при образовательной организации;
разработку, оформление, поддержание и использование игровых пространств,
спортивных и игровых площадок, зон активного и тихого отдыха;
создание и поддержание в вестибюле или библиотеке стеллажей свободного
книгообмена, на которые обучающиеся, родители, педагоги могут выставлять
для общего использования свои книги, брать для чтения другие;
деятельность классных руководителей и других педагогов вместе с
обучающимися, их родителями по благоустройству, оформлению школьных
аудиторий, пришкольной территории;
разработку и оформление пространств проведения значимых событий,
праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров
(событийный дизайн);
Модуль «Взаимодействие с родителями (законными представителями)»

Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями (законными
представителями) обучающихся предусматривает:
тематические родительские собрания в классах, общешкольные родительские
собрания по вопросам воспитания, взаимоотношений обучающихся и педагогов,
условий обучения и воспитания;
• родительские дни, в которые родители (законные представители) могут посещать
уроки и внеурочные занятия;
•

14

родительские форумы на официальном сайте образовательной организации в
информационно-коммуникационной сети Интернет, интернет-сообщества,
группы с участием педагогов, на которых обсуждаются интересующие
родителей вопросы, согласуется совместная деятельность;
• участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в случаях,
предусмотренных нормативными документами о психолого-педагогическом
консилиуме в образовательной организации в соответствии с порядком
привлечения родителей (законных представителей);
• привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и проведению
классных и общешкольных мероприятий;
•

Модуль «Самоуправление»
В связи с тем, что в МБОУ СОШ №17 реализуется программа только начальной
школы, учащимся не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность,
поэтому классные руководители должны осуществлять педагогическое сопровождение на
уровне класса, а на уровне школы выступая куратором развития ученического
самоуправления, сопровождающимися являются воспитатели.
Реализация воспитательного потенциала ученического самоуправления в
образовательной организации предусматривает:
•

•
•
•
•

работу, инициирующую и организующую проведение личностно значимых для
школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, флешмобов и т.п.),
отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников,
вечеров, акций и т.п.
деятельность выборных Советов класса, представляющих интересы класса в
общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой
классных руководителей;
деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные
направления работы класса.
вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ
внутриклассных дел;
реализацию функций школьниками, отвечающими за различные направления
работы в классе.
Модуль «Профилактика и безопасность»

Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях
формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в образовательной
организации предусматривает:
•

организацию деятельности педагогического коллектива по созданию в
образовательной
организации
эффективной
профилактической
среды
обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия успешной
воспитательной деятельности;
15

•

•

•

•

•

проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и ресурсов
повышения
безопасности,
выделение
и
психолого-педагогическое
сопровождение групп риска обучающихся по разным направлениям (агрессивное
поведение, зависимости и др.);
проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимся групп риска
силами педагогического коллектива и с привлечением сторонних специалистов
(психологов,
конфликтологов,
коррекционных
педагогов,
работников
социальных служб, правоохранительных органов, опеки и др.);
разработку и реализацию профилактических программ, направленных на работу
как с девиантными обучающимися, так и с их окружением; организацию
межведомственного взаимодействия;
организацию превентивной работы с обучающимися со сценариями социально
одобряемого поведения, по развитию навыков саморефлексии, самоконтроля,
устойчивости к негативным воздействиям, групповому давлению;
профилактику
правонарушений,
девиаций
посредством
организации
деятельности, альтернативной девиантному поведению, – познания
(путешествия), испытания себя (походы, спорт), значимого общения, творчества,
деятельности (в том числе профессиональной, религиозно-духовной,
благотворительной, художественной и др.);
Модуль «Социальное партнерство»

Реализация воспитательного потенциала социального партнерства предусматривает:
№
1.

Социальные
Формы взаимодействия
партнеры
Поселковая библиотека п. Совместная досуговая деятельность, приуроченная к
Тырма
знаменательным датам России: познавательные часы,
игровые программы, уроки мужества, конкурсы

2.

Муниципальное
Совместная деятельность направленная надуховнобюджетное учреждение нравственное, гражданско- патриотическое развитие
культуры СДК п. Тырма обучающихся с СДК: дни открытых дверей,
благотворительные акции, мастер-классы, обзорные и
тематические экскурсии, исторические квесты,
викторины, творческие встречи

3.

Администрация п.
Тырма

Совместная деятельность, направленная на
формирование активной гражданской,патриотической
жизненной позиции у обучающихся: встречи, акции,
флэш-мобы, добровольчество

4.

МБУ ДО ДЮСШ п.
Чегдомын

Совместные спортивно-массовые мероприятия:
соревнования, секции, фестиваль ГТО

16

5.

ЦРТДиЮ п. Чегдомын

6.

ОПДН МВД по
В ерхн ебуреин ск ому
району

7.

Чегдомынский
горноэкономический
техникум»;

8.

9.

Совместная деятельность по раскрытию творческого
потенциала, гармоничное развитие обучающихся:
встречи, консультации, мастер-классы,
выставки
Индивидуальная профилактическая работа(ИПР) с
несовершеннолетними и семьями,
оказавшимися в социально-опасном положении;
правовые встречи, классные часы
Совместные профориентационные мероприятия,
направленные на профессиональное информирование,
профессиональное ориентирование,
профессиональный выбор обучающихся

КГКУ«Центрзанятости
населения
Верхнебуреинского
района»
Школа интернат
№30
г. Комсомольск
на Амуре
ДЖД г.
Хабаровск

Совместные профориентационные мероприятия,
направленные на профессиональное информирование,
профессиональное ориентирование,
профессиональный выбор обучающихся.
Совместные профориентационные мероприятия,
направленные на профессиональное информирование,
профессиональное ориентирование,
профессиональный выбор обучающихся

Модуль «Профориентация»
Реализация воспитательного потенциала профориентационной работы
образовательной организации предусматривает:
проведение циклов профориентационных часов, направленных на подготовку
обучающегося к осознанному планированию и реализации своего
профессионального будущего;
• профориентационные игры (игры-симуляции, деловые игры, квесты, кейсы),
расширяющие знания о профессиях, способах выбора профессий, особенностях,
условиях разной профессиональной деятельности;
• экскурсии на предприятия, в организации, дающие начальные представления о
существующих профессиях и условиях работы;
• совместное
с педагогами изучение обучающимися интернет-ресурсов,
посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайнтестирования, онлайн-курсов по интересующим профессиям и направлениям
профессионального образования;
•

17

3. Организационный раздел
3.1. Кадровое обеспечение
Кадровое обеспечение Программы формируется в соответствии с организационной
структурой общеобразовательного учреждения на основании регламентов, установленных
региональным законодательством.
В данном разделе представлены решения общеобразовательного учреждения, в
соответствии с ФГОС по разделению функционала, связанного спланированием,
организацией, реализацией, обеспечением воспитательной деятельности.
Должность
Директор
Заместитель
директора
воспитательной
работе
Старшая вожатая

по

Социальный педагог

Педагог-психолог

Логопед

Классные руководители

Педагоги
дополнительного
образования
Учитель

Функционал в соответствии с
должностными инструкциями
Управление реализацией программы
воспитания и социализации
Курирование воспитательной деятельности,
организация
внеурочной
деятельности
дополнительного образования

и

Планирование и организация образовательного и
воспитательного процесса в группах по приоритетным
направлениям
программы
Планирование и организация образовательного и
воспитательного процесса в группах по приоритетным
направлениям программы
Планирование и организация образовательного и
воспитательного процесса в группах по приоритетным
направлениям
программы
Планирование и организация образовательного и
воспитательного процесса в группах по приоритетным
направлениям
программы
Планирование и организация
образовательного и воспитательного процесса
в классах по приоритетным направлениям
программы
Реализация программ дополнительного
образования по приоритетным направлениямпрограммы
Организация занятий по направлению
18

физической
культуры
Учителя начальных
классов,предметного
обучения,

деятельности, проведение соревнований по
видам спорта, подготовка команд к районным и
краевым соревнованиям
Реализация духовно-нравственного
компонента через программы учебных предметов,
курсов начального и основного общего образования (в
соответствии с
учебным планом)

В МБОУ СОШ № 17 согласно штатному расписанию 17 педагогических
работников. Все педагогические работники соответствуют квалификационным
требованиям профстандарта «Педагог» 100% педагогов имеют действующие курсы
повышения квалификации, и вопросам повышения квалификации педагогических
работников в сфере воспитании.
3.2. Нормативно-методическое обеспечение
Воспитательная работа школы строится на основе следующих нормативных
документах:
•

•
•
•

•

•

•

на основе Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», с учётом Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года и Плана мероприятий по ее реализации в 20212025 гг., № 996-р и Плана мероприятий по её реализации в 2021 — 2025 годах
(Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р);
на основе Федерального закона от 04.09.2022г №371-ФЗ "О внесении изменений
в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
стратегии национальной безопасности Российской Федерации, (Указ Президента
Российской Федерации от 02.07.2021 № 400)
На основе приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован
05.07.2021 № 64100)
На основе Приказа Министерства просвещения Российской Федерации № 569 от
18.07.2022 «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования» (Зарегистрирован
17.08.2022 № 69676)
На основе приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
18.05.2023 № 372 "Об утверждении федеральной образовательной программы
начального общего образования"(Зарегистрирован 13.07.2023 № 74229)
На основе письма Министерства просвещения Российской Федерации от 18 июля
2022 года № АБ-1951/06 «Об актуализации примерной рабочей программы
воспитания», в соответствии с примерной программой воспитания, одобренной
решением федерального учебно-методического объединения
19

На основе приказа Министерства просвещения Российской Федерации № 31 от
22.01.2024 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства
образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения
Российской
Федерации,
касающиеся
федеральных
государственных
образовательных стандартов начального общего образования и основного общего
образования» (Зарегистрирован 22.02.2024 № 77330)
Кроме того, в школе разработаны следующие нормативные локальные акты по
воспитательной работе:
• Положение о классном руководстве;
• Положение о внутришкольном контроле;
• Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками
образовательных отношений;
• Положение о школьной форме;
• Положение о проектно-исследовательской деятельности;
• Положение о внеурочной деятельности обучающихся;
• Правила внутреннего распорядка для обучающихся;
•

3.3. Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными
потребностями
На уровне общностей: формируются условия освоения социальных ролей,
ответственности и самостоятельности, сопричастности к реализации целей и смыслов,
приобретается опыт развития отношений между обучающимися, родителями (законными
представителями), педагогами. Детская и детско-взрослая общности в инклюзивном
образовании развиваются на принципах заботы, взаимоуважения и сотрудничества в
совместной деятельности.
На уровне деятельностей: педагогическое проектирование совместной
деятельности в классе, в разновозрастных группах, в малых группах детей, в детскородительских группах обеспечивает условия освоения доступных навыков, формирует
опыт работы в команде, развивает активность и ответственность каждого обучающегося в
социальной ситуации его развития.
На уровне событий: проектирование педагогами ритмов учебной работы, отдыха,
праздников и общих дел с учетом специфики социальной и культурной ситуации развития
каждого ребенка с ОВЗ обеспечивает возможность его участия в жизни класса, школы,
событиях группы, формирует личностный опыт, развивает самооценку и уверенность в
своих силах.
Особыми задачами воспитания
потребностями являются:
•

обучающихся

с

особыми

образовательными

налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими
для их успешной социальной адаптации и интеграции в общеобразовательной
организации;
20

формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям со
стороны всех участников образовательных отношений;
• построение
воспитательной деятельности с учетом индивидуальных
особенностей и возможностей каждого обучающегося;
• обеспечение
психолого-педагогической поддержки семей обучающихся,
содействие повышению уровня их педагогической, психологической, медикосоциальной компетентности.
•

При организации воспитания
потребностями школа ориентируется:

обучающихся

с

особыми

образовательными

на формирование личности ребенка с особыми образовательными потребностями
с использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому
состоянию методов воспитания;
• создание оптимальных условий
совместного воспитания и обучения
обучающихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников, с
использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических
приемов, организацией совместных форм работы воспитателей, педагоговпсихологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов;
• личностно ориентированный подход в организации всех видов деятельности
обучающихся с особыми образовательными потребностями.
•

3.4. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной
позиции обучающихся.
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной
успешности обучающихся призвана способствовать формированию у обучающихся
ориентации на активную жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекать
их в совместную деятельность в воспитательных целях.
Принципы поощрения, которыми руководствуется МБОУ СОШ №17
1. Публичность поощрения – информирование всех учеников школы о награждении,
проведение процедуры награждения в присутствии значительного числа школьников.
2. Регулирование частоты награждений – награждения по результатам конкурсов
проводятся по итогам каждого семестра.
3. Сочетание индивидуального и коллективного поощрения – использование
индивидуальных и коллективных наград дает возможность стимулировать
индивидуальную
и
коллективную
активность
обучающихся,
преодолевать
межличностные противоречия между обучающимися, получившими и не получившими
награды.
4. Привлечение к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей (законных
представителей) обучающихся, представителей родительского сообщества, самих
обучающихся, их представителей (с учетом наличия ученического самоуправления),
сторонних организаций, их статусных представителей.
21

5. Дифференцированность поощрений – наличие уровней и типов наград позволяет
продлить стимулирующее действие системы поощрения.
Форма организации системы поощрений проявлений активной жизненной позиции
и социальной успешности обучающихся в МБОУ СОШ №17
МБОУ СОШ №17 система поощрения социальной успешности и проявления активной
жизненной позиции учеников организована как система конкурсов, объявляемых в начале
учебного года:
•
•
•

«Лучший класс»
«Ими гордится школа» (Лучшие ученики)
«Самый читающий ученик»

Достижения участников оцениваются по итогам каждого семестра. Обсуждение
кандидатур осуществляет педагогический совет и общешкольная ученическая
конференция школы, которые принимают решение о победителях, призерах и лауреатах
конкурсов по итогам голосования.
Формы фиксации достижений обучающихся, применяемые в МБОУ СОШ №17
•

Портфолио. Ведение портфолио отражает деятельность обучающихся при ее
организации и регулярном поощрении классными руководителями, поддержке
родителями (законными представителями) по собиранию (накоплению)
артефактов, фиксирующих и символизирующих достижения обучающегося.
Ведение портфолио участника конкурса регламентирует соответствующий
локальный акт.

Портфолио конкурсанта должно включать:
артефакты признания – грамоты, поощрительные письма, фотографии призов и т.
д.;
• артефакты деятельности – рефераты, доклады, статьи, чертежи или фото изделий
и т. д.
•

Формы поощрений социальной успешности и проявлений активной жизненной
позиции обучающихся МБОУ СОШ №17
•
•
•
•
•
•

объявление благодарности;
награждение похвальным листом «За отличные успехи в учении»;
награждение грамотой;
вручение сертификатов и дипломов;
занесение фотографии активиста на доску почета;
награждение ценным подарком.

Информирование родителей (законных представителей) о поощрении ребенка МБОУ
СОШ №17 осуществляет посредством направления благодарственного письма, а так же в
форме отчетности на электронную почту.
22

Информация о предстоящих торжественных процедурах награждения, о результатах
награждения размещается на стенде в холлах главного здания школы и ее филиалах, на
сайте школы и ее странице в социальных сетях.
3.5. Анализ воспитательного процесса в МБОУ СОШ №17
осуществляется в соответствии с целевыми ориентирами результатов воспитания,
личностными результатами обучающихся на уровне основного общего образования,
установленными ФГОС НОО.
Основным методом анализа воспитательного процесса в образовательной организации
является ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью выявления основных
проблем и последующего их решения с привлечением (при необходимости) внешних
экспертов, специалистов.
Планирование анализа воспитательного процесса включено в календарный план
воспитательной работы.
Основные принципы самоанализа воспитательной работы:
взаимное уважение всех участников образовательных отношений;
приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на изучение
прежде всего не количественных, а качественных показателей, таких как
сохранение уклада образовательной организации, содержание и разнообразие
деятельности, стиль общения, отношений между педагогическими работниками,
обучающимися и родителями;
• развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на использование
его результатов для совершенствования воспитательной деятельности
педагогических работников (знания и сохранения в работе цели и задач
воспитания, умелого планирования воспитательной работы, адекватного подбора
видов, форм и содержания совместной деятельности с обучающимися,
коллегами, социальными партнерами);
• распределенная
ответственность за результаты личностного развития
обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное развитие – это
результат как организованного социального воспитания, в котором
образовательная организация участвует наряду с другими социальными
институтами, так и стихийной социализации и саморазвития.
•
•

Основные направления анализа воспитательного процесса
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика
личностного развития обучающихся в каждом классе.
Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем директора по
учебно-воспитательной работе (старшим воспитателем, педагогом-психологом,
23

социальным педагогом) с последующим обсуждением результатов на методическом
объединении классных руководителей или педагогическом совете.
Основным способом получения информации о результатах воспитания, социализации и
саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение.
Внимание педагогических работников сосредоточивается на вопросах:
какие проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся удалось
решить за прошедший учебный год;
• какие проблемы, затруднения решить не удалось и почему;
• какие новые проблемы, трудности появились, над чем предстоит работать
педагогическому коллективу.
•

1. Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие
интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности
обучающихся и взрослых.
Анализ проводится заместителем директора по учебно-воспитательной работе (старшим
воспитателем,
педагогом-психологом,
социальным
педагогом),
классными
руководителями с привлечением актива родителей (законных представителей)
обучающихся.
Способами получения информации о состоянии организуемой совместной деятельности
обучающихся и педагогических работников могут быть анкетирования и беседы с
обучающимися и их родителями (законными представителями), педагогическими
работниками, представителями совета обучающихся.
Результаты обсуждаются на заседании
руководителей или педагогическом совете.
Внимание сосредотачивается
воспитательного потенциала:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

на

вопросах,

методических
связанных

объединений
с

качеством

классных
реализации

урочной деятельности;
внеурочной деятельности обучающихся;
деятельности классных руководителей и их классов;
проводимых общешкольных основных дел, мероприятий;
внешкольных мероприятий;
создания и поддержки предметно-пространственной среды;
взаимодействия с родительским сообществом;
деятельности ученического самоуправления;
деятельности по профилактике и безопасности;
реализации потенциала социального партнерства;
деятельности по профориентации обучающихся;
школьного театра.
24

Итогом самоанализа воспитательной работы МБОУ СОШ №17 будет перечень
выявленных проблем, которые не удалось решить педагогическому коллективу школы в
2024/25 учебном году. Эти проблемы следует учесть при планировании воспитательной
работы на 2025/26 учебный год.

25

2024 год – Год семьи
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ НА
2024-2025 ГОД (1-4 КЛАСС)
Ориентировочное
время
Дела
Классы
Ответственные
проведения
Модуль «Урочная деятельность»
(воспитательные задачи решаются на каждом уроке в соответствиес индивидуальными планами работы учителей начальной школы)
Единый урок приуроченный ко Дню Знаний.
1-4
сентябрь
классные руководители 1-4 классов
Урок мира. День окончания Второй Мировой войны. День
1-4
3 сентября
классные руководители 1-4 классов
солидарности в борьбе с терроризмом
День воинской славы
175 лет со дня рождения российского ученого-физиолога И.П.
1-4
26 сентября
классные руководители 1-4 классов
Павлова
Памятные даты известных личностей
1-4
28 сентября
105 лет со дня рождения педагога В.А. Сухомлинского (1918классные руководители 1-4 классов
1970)
Памятные даты известных личностей
1-4
29 сентября
120 лет со дня рождения российского писателя Н.А.
классные руководители 1-4 классов
Островского (1904-1936)
Памятные даты известных личностей
классные руководители 1-4 классов
Классный час «Международный день пожилых людей»
1-4
1 октября
классные руководители 1-4 классов
Урок музыки «Без музыки никак нельзя»
1-4
1 октября
День музыки
классные руководители 1-4 классов
День разгрома советскими войсками немецко-фашистских
1-4
9 октября
войск в битве за Кавказ
День воинской славы
классные руководители 1-4 классов
210 лет со дня рождения великого русского поэта и прозаика
1-4
15 октября
М.Ю. Лермонтова

Киноуроки в начальной школе.

1-4

октябрь

Всероссийский урок «Экология и энергосбережение»

1-4

октябрь

классные руководители 1-4 классов, педагогпсихолог
классные руководители 1-4 классов

Библиотечный урок.
Международный день школьных библиотек.
Урок-устный журнал «День народного единства»
«День толерантности»
Библиотечный урок.
День словарей и энциклопедий
Уроки здоровья и пропаганды ЗОЖ

1-4

28 октября

Педагог библиотекарь

1-4

ноябрь

классные руководители 1-4 классов

1-4

22 ноября

Педагог библиотекарь

1-4

декабрь

классные руководители 1-4 классов

Урок памяти.
День героев отечества
Урок памяти.
Международный день памяти жертв холокоста.
27 января День освобождения Ленинграда от
фашистской блокады. Холокост
Уроки Пушкиноведения. День памяти А.С. Пушкина.

1-4

9 декабря

классные руководители 1-4 классов

1-4

январь

классные руководители 1-4 классов

1-4

февраль

Педагог библиотекарь

Урок мужества
День воинской славы России.
День разгрома советскими войсками немецко-фашистских
войск в Сталинградской битве
8 февраля – День Российской науки (в рамках уроков
окружающего мира)

1-4

2 февраля

классные руководители 1-4 классов

1-4

февраль

классные руководители 1-4 классов

27

Библиотечный урок
21 февраля – Международный день родного языка
Урок-концерт. Международный женский день.

1-4

февраль

Педагог библиотекарь

1-4

март

классные руководители 1-4 классов

Библиотечный урок.
450 лет со дня выхода первой «Азбуки» Ивана Фёдорова
Урок-устный журнал .
Воссоединения России Крыма.
18 марта – день Воссоединения России и Крыма 10 лет

1-4

март

Педагог библиотекарь

1-4

март

классные руководители 1-4 классов

Урок фантазирования. День юмора и смеха.

1-4

апрель

классные руководители 1-4 классов

12 апреля – День космонавтики
Урок-путешествие , приуроченный Дню космонавтики.
«Космос— это мы»
Информационный урок
1 мая – Праздник весны и труда
Урок Памяти. День Победы советского народа в Великой
Отечественной войне1941-1945годов.

1-4

апрель

классные руководители 1-4 классов

1-4

апрель

классные руководители 1-4 классов

1-4

май

Классные руководители 1-4классов

Урок
творчества.
24 мая День славянской письменности и культуры.

1-4

24 мая

Классные руководители 1-4классов

«За страницами учебников»:
- Предметные олимпиады
- Интеллектуальные интернет–конкурсы
(«Инфоурок», «Учи.Ру»,«Я- класс», «Российская электронная
школа» и др.)
- Библиотечные уроки

1-4

Учебного года

Классные руководители1-4 классов,
педагог библиотекарь

28

- Викторины
Организация участия обучающихся в Предметных неделях и
Днях:
- Неделя русского языка;
-Неделя математики;
-Неделя окружающего мира;
-Неделя литературного чтения;
-Неделя информатики;
-Неделя иностранного языка;
Взаимопосещение уроков

1-4

октябрь
ноябрь
январь
февраль
март
апрель

Заместитель директора по УМР,
классный руководитель, учителяпредметники

1-4

В течение года

Классный руководитель, учителяпредметники

Модуль «Внеурочная деятельность»
Разговоры о важном
Движение есть жизнь!
Юные шахматисты
Финансовая грамотность

В течение года
В течение года
В течение года
В течение года

Учитель
Учитель
Учитель
Учитель

В течение года
В течение года
В течение года
В течение года
В течение года
Модуль «Классное руководство»

Учитель
Учитель
Учитель
Учитель
Учитель

1-4
1-4
1-4
1-4

Орлята России
Тропинка в мир профессий
Выразительное чтение
Основы информационной культуры младшего школьника
Путь к грамотности

Оформление личных дел учащихся

1-4
1-4
1-4
1-4
1-4

1-4

Август

классные руководители 1-4 классов
29

Май
Корректировка планов воспитательной работы.

1-4

сентябрь

классные руководители 1-4 классов

Классный час «Кодекс школьника»
Классное собрание «Выборы классного самоуправления»

1-4
1-4

сентябрь
сентябрь

классные руководители 1-4 классов
классные руководители 1-4 классов

Классный часы и классное собрание (по плану классного
Руководителя и воспитателя)
Инструктажи «Я и пожарная безопасность», «Юный
пешеход» (Создание уголков безопасности и
индивидуальных схем безопасного маршрута)
Инструктажи по правилам поведения во время каникул

1-4

в течение всего
учебного года
в течение всего
учебного года

классные руководители 1-4 классов

Организация каникулярного времени

1-4

классные руководители 1-4 классов
Заместитель директора по безопасности
классные руководители 1-4 классов

Акция «Мы за ЗОЖ»

1-4

«Эстафета детских идей» работа с активом

1-4

Минутки здоровья

1-4

Операция «Уютный класс», «Чистый класс»

1-4

Индивидуальная работа с учащимися.

1-4

октябрь, декабрь,
март, май
октябрь, декабрь,
январь, март, май
октябрь, январь,
апрель
в течение всего
учебного года
в течение всего
учебного года
в течение всего
учебного года
в течение всего

1-4

1-4

Заместитель директора по безопасности

Заместитель директора по безопасности
классные руководители 1-4 классов
классные руководители 1-4 классов
классные руководители 1-4 классов
классные руководители 1-4 классов,
30

классные руководители 1-4 классов
в течение всего
учебного года
1-4
в течение всего
классные руководители 1-4 классов
Работа с портфолио
учебного года
классные руководители 1-4 классов
в течение всего
Создание классного уголка (символика, правила, традиции, 1-4
учебного года
дела)
1-4
классные руководители 1-4 классов
Дни
именинников
в течение всего
учебного года
1-4
классные руководители 1-4 классов
Выставка достижений
в течение всего
учебного года
Модуль «Взаимодействие с родителями/законными представителями»
Ведение классной документации

1-4

Информирование родителей о школьных успехах и проблемах 1-4
их детей, о жизни класса в целом

1 раз в неделю

администрация школы, социальный педагог

Общешкольные родительские собрания
Классные родительские собрания
Индивидуальные консультации

1-4
1-4
1-4

октябрь, март
один раз в четверть
по необходимости

Участие родительской общественности в проведении
школьных мероприятий ( тематические концерты,
выставки, ярмарки)
День открытых дверей для родителей

1-4

в течение года

администрация школы
классные руководители 1-4 классов
классные руководители 1-4 классов,
заместитель директора по УВР, педагогпсихолог
администрация школы, классные
руководители 1-4 классов

1-4

1 раз в год

администрация школы, классные
руководители 1-4 классов

31

Организация выступлений школьных творческих групп для
родителей с целью презентации и тесного сотрудничества,
организации досуга детей

1-4

по необходимости

администрация школы, классные
руководители 1-4 классов

Информационное оповещение через школьный сайт

1-4

в течение года

администрация школы

Модуль «Основные школьные дела»
День Знаний.
Торжественная линейка «Здравствуй, школа!».
Неделя Безопасности.

1-4

2 сентября

Администрация школы,
классные руководители 1-4 классов

1-4

сентябрь

Акция «Твори добро»
в рамках Международного дня пожилых людей.

1-4

1 октября- День
пожилых людей

классные руководители 1-4 классов
заместитель директора по безопасности
Советник директора по воспитанию

День отца

1-4

3 воскресенье октября

«День Учителя»
Поздравление ветеранов педагогического труда. Рисунки
для ветеранов

1-4

5 октября-День учителя Администрация школы,
классные руководители 1-4 классов

Конкурс чтецов, посвященный дню народного Единства

1-4

К международному Дню толерантности-акция «Все мы разные»

1-4

4 ноября – День
народного единства
ноябрь

Мастер-классы «Подарок мамочке любимой»

1-4

Концерт «День матери»

1-4

классные руководители 1-4 классов
старшая вожатая

классные руководители 1-4 классов
классные руководители 1-4 классов

Последнее воскресенье классные руководители 1-4 классов
ноября – День матери
ноябрь
Администрация школы,
классные руководители 1-4 классов
32

30 ноября - День государственного герба РФ

1-4

ноябрь

классные руководители 1-4 классов

3 декабря – День неизвестного солдата

1-4

декабрь

классные руководители 1-4 классов

5 декабря – День добровольца

1-4

декабрь

классные руководители 1-4 классов

9 декабря – День Героев Отечества
Патриотическая акция
«Мы Граждане России». Конкурс открыток
КТД «Зимние радости»
• Оформление школы, классов
• Изготовление новогодних сувениров, украшений на елку.

1-4

декабрь

классные руководители 1-4 классов

1-4

декабрь

классные руководители 1-4 классов

Новогодний серпантин(новогодние утренники)

1-4

декабрь

2 февраля День разгрома советскими войсками немецкофашистских войск в Сталиградской битве
23 февраля. День защитника Отечества

1-4

февраль

Администрация школы,
классные руководители 1-4 классов
классные руководители 1-4 классов

1-4

февраль

Спортивное мероприятие Малые Олимпийские игры
8 марта – Международный женский день
Концерт в классных коллективах «Милым дамам!»
Масленица
День Космонавтики

1-4

март

1-4

апрель

1-4

12 апреля

Администрация школы, учитель физической
культуры,
классные руководители 1-4 классов
Администрация школы,
классные руководители 1-4 классов
Администрация школы,
классные руководители 1-4 классов
классные руководители 1-4 классов

33

апрель

1-4
Вахта Памяти.
Акции
приуроченные Великой Победе: «Память»,
«Георгиевская лента», «Песни Победы», «Бессмертныйполк»,
«Обелиск»
- встречи с ветеранами труда, локальных войн на уроках
Мужества.
-митинг у памятника погибшим воинам- односельчанам
:возложение венка –литературный пролог -неделя Боевой
славы
-выставка рисунков «Никто не забыт и ничто не забыто!»
-участие в праздничном концерте «Салют, Победа!»
Конкурс чтецов
КТД «Последний звонок»
-подготовка концерта для выпускников -торжественная
линейка «Последний звонок»
Выпускные праздники «Прощай, начальная школа!»
Игровая программа
1 июня – день защиты детей
Викторина
6 июня – день русского языка
Устный журнал
12 июня - День России
Литературно-музыкальная программа
22 июня – День памяти и скорби

май

1-4

классные руководители 1-4 классов

Администрация школы,
классные руководители 1-4
классов

1-4

май
июнь

1-4

Июнь

классные руководители 1-4 классов
администрация школы, классные
руководители 1-4 классов
Воспитатель пришкольного лагеря

1-4

Июнь

Воспитатель пришкольного лагеря

1-4

Июнь

Воспитатель пришкольного лагеря

1-4

34

Онлайн мероприятие, посвященное
27 июня – День молодежи
Распространение буклетов
8 июня День семьи, любви и верности.
Спортивные соревнования
День физкультурника
Информационный ролик
22 августа- день государственного флага РФ
Просмотр видеофильма на сайте Киноуроки
27 августа – День Российского кино
Мероприятия, посвящённые году семьи
(по отдельному плану)

1-4

Июнь

Воспитатель пришкольного лагеря

1-4

Июнь

Воспитатель пришкольного лагеря

1-4

Август, вторая суббота Воспитатель пришкольного лагеря

1-4

22 августа

Воспитатель пришкольного лагеря

1-4

27 августа

классные руководители

1-4

в течение года

Администрация школы,
классные руководители 1-4 классов

Модуль «Внешкольные мероприятия»
Внешкольные мероприятия, в том числе организуемые
совместно с социальными партнёрами общеобразовательной
организации
Внешкольные тематические мероприятия воспитательной
направленности, организуемые педагогами по изучаемым в
общеобразовательной организации учебным предметам,
курсам, модулям
Экскурсии, походы выходного дня (в музей, картинную
галерею, в банк, на предприятие и др.)
Коллективно-творческие дела

1-4

в течение года

классные руководители,
социальные партнеры

1-4

в течение года

классные руководители, учителяпредметники, педагог-психолог

1-4

в течение года

классные руководители

1-4

в течение года

классные руководители

Модуль «Организация предметно-пространственной среды»
35

Оформление класса, холла при входе в МБОУ СОШ№17
символикой Российской Федерации (флаг, герб) Оформление школьного уголка - (название, девиз класса,
информационный стенд), уголка безопасности
Размещение карт России
Оформление регулярно сменяемых экспозиций творческих
работ обучающихся в разных предметных областях,
демонстрирующих их способности, знакомящих с работами
друг друга
Оформление новостной информации класса, школы

1-4

Оформление игровых пространств, спортивных и игровых
площадок, зон активного и тихого отдыха
Оформление патриотического уголка (парта героя и тд)

1-4

1-4
1-4

1-4

1-4

август-сентябрь

заместитель директора по ВР, кл.
руководители

по мере необходимости кл. руководители
по плану кл.рук.
Учитель ИЗО, классные руководители

по плану кл.рук.

кл. руководители

по мере необходимости заместитель директора по ВР, Советник по
ВР, кл. руководители
по мере необходимости заместитель директора по ВР, Советник по
ВР, кл. руководители
по мере необходимости заместитель директора по ВР, Советник по
ВР, кл. руководители

Оформление пространств проведения значимых событий,
1-4
праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих
вечеров (событийный дизайн)
Модуль «Самоуправление»
1-4
сентябрь-октябрь
Выборы лидеров, активов классов, распределение
обязанностей
1-4
в течение года
Работа в соответствии с обязанностями
1-4
май
Отчет перед классом о проведенной работе
Модуль «Профориентация»
1-4
октябрь
Мир моих интересов беседа -размышление
1-4
январь-февраль
Профессии наших родителей выставка фотографий
1-4
март
Моя мечта о будущей профессии урок-фантазия

классные руководители 1-4 классов
классные руководители 1-4 классов
классные руководители 1-4 классов
классные руководители 1-4 классов
классные руководители 1-4 классов
классные руководители 1-4 классов
36

Путь в профессию начинается в школе часы общения
Модуль « Профилактика и безопасность»

1-4

1-4
Исследование и комплексная оценка состояния
образовательной среды и состояния здоровья учащихся.
• Медицинская диагностика
• Оформление медицинских карт и листков Здоровья.
• Комплектация на их основе физкультурных групп
1-4
физкультминутки, подвижные переменки
-организация подвижных игр на переменах
• Профилактика нарушения осанки на уроках
физкультуры.
• Организация дней здоровья, прогулок, поездок,
экскурсий.
- Школа здоровья в рамках работы школьного
спортивного клуба
работа спортивных секций
- дни здоровья;
- спортивные мероприятия;
- спортплощадки;
1-4
Мониторинг психофизического здоровья учащихся
• Тестирование оценки психофизического состояния
и функционирования возможностей организма
школьника
• Психологический мониторинг здоровья учащихся:
тест на адаптацию в начальной школе

в течение года

классные руководители 1-4 классов

сентябрь

медицинская сестра

в течение года

классные руководители 1-4 классов, учителя
физкультуры

в течение I полугодия

педагог-психолог, классные
руководители 1-4 классов

37

Соблюдение санитарно-гигиенического режима в
школьном учреждении
• Эстетическое оформление класса и школы
• Смотр кабинетов, их соответствие гигиеническим
требованиям: проветривание; освещение;
отопление; вентиляция; уборка

1-4

сентябрь-май

классные руководители 1-4 классов,
заместитель директора по хозяйственной
части, заместитель директора по УВР

«Школа – территория здорового питания» (тематические 1-4
классные часы, часы общения, родительскиесобрания)

в течение года

классные руководители 1-4 классов

Общешкольная тренировка по
1-4
экстренному выводу из школы на случай пожара
Неделя профилактики ДТП
1-4
Беседы, посвящённые правилам безопасного подхода кшколе,
ПДД, ППБ и правилам поведения учащихся.

сентябрь

классные руководители 1-4 классов,
заместитель директора по безопасности
классные руководители 1-4 классов,
заместитель директора по безопасности

Неделя
безопасного Интернета «Безопасность в 1-4
глобальной сети»
Беседы по пожарной безопасности и правильному 1-4
обращению с пиротехникой, о безопасном поведении на
льду.
Уроки безопасности:
- «Как не стать жертвой преступления»; «Один дома», «Дом
- моя крепость»; «Правила безопасного поведения на улице»

октябрь

октябрь

классные руководители 1-4 классов, учитель
информатики
декабрь
классные руководители 1-4 классов,
заместитель директора по
безопасности
октябрь, декабрь, март, классные руководители 1-4 классов,
май
заместитель директора по безопасности

38

Профилактика суицидального поведения мини-тренинги
- учимся снимать усталость
- как преодолевать тревогу
- способы решения конфликтов
- стресс в жизни человека.
- способы саморегулирования эмоционального состояния
- как сказать НЕТ!
Беседы, классные часы
«Будьте бдительны», «Уроки антитеррора»
Беседы, посвящённые правилам безопасного поведения в
лесу – угроза возникновения лесных и торфяных пожаров

3-4

январь-февраль

классные руководители 1-4 классов,
педагог-психолог

1-4

январь-февраль

1-4

май

классные руководители 1-4 классов,
социальный педагог
классные руководители 1-4 классов,
заместитель директора по
безопасности
классные руководители 1-4 классов,
заместитель директора по
безопасности

май
Профилактика безопасного поведения на каникулах. 1-4
Инструктажи
по ПДД, ППБ, поведение на ж/д
транспорте, на воде и т.п.
Модуль «Социальное партнерство»
Подбор литературы, консультации, литературные выставки,
круглые столы, библиотечные уроки, встречи с
интересными людьми, организация совместных
тематических мероприятий.
Участие учащихся в конкурсах чтецов, викторинах по
литературным произведениям.
Мероприятия с ДК
Организация концертных программ, мастерклассов, представлений
Встречи с интересными людьми, организация совместных
тематических мероприятий.

1-4

В течение года

Педагог библиотекарь, заместитель директора
по ВР

1-4

В течение года

заместитель директора по ВР, старшая
вожатая, советник по ВР

1-4

В течение года

заместитель директора по ВР, старшая
вожатая, советник по ВР
39

С мед. учреждением.
Совместная реализация программы «Здоровье»:
пропаганда здорового образа жизни.
• Тематические лектории, встречи с мед.
специалистами;
• Оформление медицинского информационного
уголка;
• Беседы медицинского работника: «Закаливание,
профилактика простудных и инфекционных
заболеваний», «Профилактика ОКИ», « Влияние
курения на пищеварительную систему» и др.

1-4

В течение года

Медицинская сестра

ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ
Модуль «Детские общественные объединения»
Детское объединение «Орлята России» (по отдельному
плану

1-4

В течении года

Администрация школы,
классные руководители 1-4 классов

40

41

Мероприятия
МБОУ СОШ №17

2024-2025 учебный год
Сентябрь:
1 сентября: День знаний;
3 сентября: День окончания Второй мировой войны, День солидарности в борьбе с
терроризмом;
8 сентября: Международный день распространения грамотности;
10 сентября: Международный день памяти жертв фашизма.
Октябрь:
1 октября: Международный день пожилых людей; Международный день музыки;
4 октября: День защиты животных;
5 октября: День учителя;
25 октября: Международный день школьных библиотек;
Третье воскресенье октября: День отца.
Ноябрь:
4 ноября: День народного единства;
8 ноября: День памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников
органов внутренних дел России;
Последнее воскресенье ноября: День Матери;
30 ноября: День Государственного герба Российской Федерации.
Декабрь:
3 декабря: День неизвестного солдата; Международный день инвалидов;
5 декабря: День добровольца (волонтера) в России;
9 декабря: День Героев Отечества;
12 декабря: День Конституции Российской Федерации.
Январь:
25 января: День российского студенчества;
27 января: День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, День
освобождения Красной армией крупнейшего «лагеря смерти» АушвицБиркенау
(Освенцима) – День памяти жертв Холокоста.
Февраль:
2 февраля: День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в
Сталинградской битве;
8 февраля: День российской науки;
15 февраля: День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами
Отечества;
21 февраля: Международный день родного языка;
23 февраля: День защитника Отечества.
Март:
8 марта: Международный женский день;
18 марта: День воссоединения Крыма с Россией
27 марта: Всемирный день театра.
Апрель:
12 апреля: День космонавтики;

19 апреля: День памяти о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы
Великой Отечественной войны
Май:
1 мая: Праздник Весны и Труда;
9 мая: День Победы;
19 мая: День детских общественных организаций России;
24 мая: День славянской письменности и культуры.
Июнь:
1 июня: День защиты детей;
6 июня: День русского языка;
12 июня: День России;
22 июня: День памяти и скорби;
27 июня: День молодежи.
Июль:
8 июля: День семьи, любви и верности.
Август: Вторая суббота августа: День физкультурника;
22 августа: День Государственного флага Российской Федерации;
27 августа: День российского кино.

43


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».