Пояснительная записка 1. Нормативно-правовая основа формирования учебного плана Учебный план на 2023-2024 учебный год разработан на основе: ФЗ об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021); Приказа Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; Приказа Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; Приказа Министерства просвещения РФ от 12.08.2022 г. № 732 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»; Приказа Министерства просвещения РФ от 18.05.2023 г. № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования»; Приказа Министерства просвещения РФ от 18.05.2023 г. № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования»; Приказа Министерства просвещения РФ от 18.02.2023 г. № 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования»; Приказ Министерства просвещения России от 22.03.2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» Приказ Минпросвещения России от 18.07.2022 N 569 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 286" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 17.08.2022 n 69676); Приказ Минпросвещения России от 18.07.2022 N 568 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 287" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 17.08.2022 n 69675); Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 2648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1023 "Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"; Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1025 "Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"; Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Приказ Министерства просвещения РФ от 21 сентября 2022 г. № 858 “Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников”; Общая характеристика учебного плана. Учебный план МБОУ СОШ № 17 – документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных форм учебной деятельности, формы промежуточной аттестации обучающихся. Учебный план является одним из механизмов реализации основной образовательной программы НОО, ООО, СОО. Учебный план: фиксирует максимальный объем учебной нагрузки учащихся; определяет перечень учебных предметов обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, время, отводимое на их освоение и организацию; распределяет учебные предметы, курсы, иные формы учебной деятельности по классам и учебным голам, соблюдая принцип преемственности; определяет формы промежуточной аттестации обучающихся. Гигиенические требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки Нормативы продолжительности учебных занятий для обучающихся разбиты по классам, а для первоклассников – еще и по сезону. В частности, в период с сентября по декабрь уроки в 1-х классах должны длиться не более 35 минут, а с января по май – 40 минут. Сокращенное время занятий – по 40 минут – предусмотрено и для классов, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Для всех остальных продолжительность занятий традиционна – 45 минут. Максимальное количество уроков в рамках дневной суммарной образовательной нагрузки установлено для учеников 1-х классов – 4 урока в день, если в расписание включено 2 урока физкультуры в неделю, или 4 урока и 1 раз в неделю – 5 уроков, если в расписании значится 3 урока физкультуры в неделю. Аналогичный подход – только на 1 урок больше – применяется для обучающихся 2-4-х классов. Для 5-6-х классов максимум – 6 занятий, для 7-11-х классов – 8 занятий в день. В целом же учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе для первоклассников не должна превышать 21 час, для обучающихся 2-4-х классов – 23 часа, 5-х классов – 29 часов, 6-х классов – 30 часов, 7-х классов – 32 часа, 8-9-х классов – 33 часа, 10-11-х классов – 34 часа. Также регламентированы: продолжительность перемен: по 10 минут обычные перемены, 20 минут – перемена для приема пищи и 40 минут – динамическая пауза для 1-х классов; количество видов учебной деятельности на учебном занятии: для начальной школы – 3-7, для остальных – 5-7 видов; продолжительность одного вида учебной деятельности на занятии: для младших школьников – 5-7 минут, для остальных – 7-10 минут; общий недельный объем внеурочной деятельности – не более 10 часов; продолжительность выполнения домашних заданий: для 1-х классов – 1 час, для 2-3-х классов – 1,5 часа; 4-5-х классов – 2 часа, 6-8-х классов – 2,5 часа, 9-11-х классов – 3,5 часа. Одной из задач российского образования является ориентация обучающегося в современной социокультурной среде, духовном и культурном наследии. Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) нового поколения организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательной деятельности в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ООО, СОО направлена на достижение планируемых результатов освоения ООП (личностных, метапредметных и предметных), осуществляемую в формах, отличных от урочной. Внеурочная деятельность в МБОУ СОШ №17 Тырминского сельского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края является составной частью учебно-воспитательного процесса и обеспечивают реализацию индивидуальных потребностей обучающегося, предоставляет возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Каждый вид внеурочной деятельности обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Цель организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО, ООО, СОО заключается в создании условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. Задачи внеурочной деятельности: - создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов обучающихся, укрепления их здоровья; - личностно - нравственное развитие и профессиональное самоопределение обучающихся; - обеспечение социальной защиты, поддержки, реабилитации и адаптации обучающихся к жизни в обществе; - формирование общей культуры обучающихся; - воспитание у обучающихся гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, природе, семье. Основные принципы организации внеурочной деятельности обучающихся: - Принцип гуманизации образовательного процесса, предполагающий организацию взаимоотношений в совместной творческой деятельности педагогов, обучающихся и их родителей (законных представителей). - Принцип добровольности и заинтересованности обучающихся. - Принцип системности во взаимодействии общего и дополнительного образования. - Принцип целостности. - Принцип непрерывности и преемственности процесса образования. - Принцип деятельностного подхода. - Принцип культуросообразности, предполагающий воспитание личности ребенка не только природосообразно, но и в соответствии с требованиями мировой, отечественной, региональной культур. - Принцип взаимодействия, предполагающий координацию всех образовательных социокультурных институтов в оказании педагогической помощи и поддержки детям разного уровня социализации. - Принцип вариативности, предусматривающий учет интересов детей, свободно выбирающих вариативные образовательные программы и время на их усвоение. Внеурочная деятельность создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур. План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для обучающихся при получении основного общего образования. Величина недельной образовательной нагрузки (количество занятий), реализуемой через внеурочную деятельность, определяется за пределами количества часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана, но не более 10 часов. Для недопущения перегрузки обучающихся допускается перенос образовательной нагрузки, но не более ½ количества часов. Внеурочная деятельность в каникулярное время реализуется в рамках тематических программ на базе МБОУ СОШ №17 Тырминского сельского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края. Один час в неделю отведен на внеурочное занятие «Разговоры о важном». Данное занятие направлено на развитие ценностного отношения обучающихся к своей родине – России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре, а также направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе. Основным форматом внеурочных занятий «Разговоры о важном» - является разговор и (или) беседа с обучающимися. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохраниением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся и реализуются через различные формы ее организации, отличные от урочной системы обучения. Формы внеурочной деятельности предусматривают активность и самостоятельность обучающихся, сочетают индивидуальную и групповую работу; обеспечивают гибкость режима занятий (продолжительность, последовательность), переменный состав обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность, экскурсии, походы, деловые игры и другое. Ведущими формами организации внеурочной деятельности являются: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики и другие. Предполагаемые результаты внеурочной деятельности: первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально-одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни; второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура),ценностного отношения к социальным реальностям в целом; третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы. План внеурочной деятельности может корректироваться в течение учебного года в связи с происходящими в работе школы изменениями: организационными, кадровыми, финансовыми, так как внеурочная деятельность призвана гибко и оперативно реагировать на изменения, обеспечивая возможность свободного выбора курсов и дисциплин обучающимися. Содержание программ внеурочной деятельности, формируется с учѐтом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей). Все программы внеурочной деятельности реализуются педагогами школы. Место проведения всех занятий – школа. НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ Учебный план начального общего образования МБОУ СОШ № 17 Тырминского сельского поселения (далее - учебный план) для 1-4 классов, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, соответствующую ФГОС НОО (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»), фиксирует общий объём нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план является частью образовательной программы МБОУ СОШ № 17 Тырминского сельского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края, разработанной в соответствии с ФГОС начального общего образования, с учетом Федеральной образовательной программой начального общего образования, и обеспечивает выполнение санитарно-эпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 и гигиенических нормативов и требований СанПиН 1.2.3685-21. Учебный год в МБОУ СОШ № 17 Тырминского сельского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края начинается 01.09.2023 и заканчивается 26.05.2024. Продолжительность учебного года в 1 классе - 33 учебные недели, во 2-4 классах – 34 учебных недели. Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю составляет в 1 классе - 21 час, во 2 – 4 классах – 23 часа. Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет: для обучающихся 1-х классов - не превышает 4 уроков и один раз в неделю -5 уроков. для обучающихся 2-4 классов - не более 5 уроков. Распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы проводятся на 2 - 4-х уроках в середине учебной недели. Продолжительность урока (академический час) составляет 40 минут, за исключением 1 класса. Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований: учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену; использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 40 минут каждый). Продолжительность выполнения домашних заданий составляет во 2-3 классах - 1,5 ч., в 4 классах - 2 ч. С целью профилактики переутомления в календарном учебном графике предусматривается чередование периодов учебного времени, сессий и каникул. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для первоклассников предусмотрены дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти. Учебные занятия для учащихся 2-4 классов проводятся по 5-и дневной учебной неделе. Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей. За счет часов части, формируемой участниками образовательных отношений, в 1-3 классах отводится на изучение обязательного предмета «Математика» в объеме 1 часа (всего 5 часов). В МБОУ СОШ № 17 Тырминского сельского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края языком обучения является русский язык. При изучении предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» выбор одного из учебных модулей осуществляются по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. При изучении предметов да осуществляется деление учащихся на подгруппы. Промежуточная аттестация – процедура, проводимая с целью оценки качества освоения обучающимися части содержания (четвертное оценивание) или всего объема учебной дисциплины за учебный год (годовое оценивание). Промежуточная/годовая аттестация обучающихся за четверть осуществляется в соответствии с календарным учебным графиком. Все предметы обязательной части учебного плана оцениваются по четвертям. Предметы из части, формируемой участниками образовательных отношений, являются безотметочными и оцениваются «зачет» или «незачет» по итогам четверти. Промежуточная аттестация проходит на последней учебной неделе четверти. Формы и порядок проведения промежуточной аттестации определяются «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 17 Тырминского сельского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края. Оценивание младших школьников в течение первого года обучения осуществляются в форме словесных качественных оценок на критериальной основе, в форме письменных заключений учителя, по итогам проверки самостоятельных работ. Освоение основных образовательных программ начального общего образования завершается итоговой аттестацией. Нормативный срок освоения ООП НОО составляет 4 года. Внеурочная деятельность, осуществляемая в 1-4 классах в соответствии с обновленным ФГОС НОО, организуется по следующим направлениям развития личности: Часть, рекомендуемая для всех обучающихся включает три первых направления: 1.Информационно - просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности реализуются через классные часы «Разговор о важном». Главной целью таких классных часов является развитие ценностного отношения школьников к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Классные часы направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности школьника, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе. Основные темы классных часов связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы и, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам. События, люди, их деяния и идеи – все это станут предметом бесед классных руководителей со своими классами. 2. Занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся реализуются через объединение «Финансовая грамотность» (1-4 классы). Цель занятий - облегчить положение учащегося как потребителя информации в условиях современного «информационного взрыва», научить его рациональным приѐмам поиска, анализа и синтеза информации, вооружить методикой «информационного самообслуживания», обеспечить его информационную безопасность, сформировать опыт применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи, функциональной, финансовой грамотности. 3.Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся реализуются через объединение «Юные инспекторы дорожного движения»» 1-4 классы, «Я - исследователь» 1-4 классы. Цель занятий – развитие ценностного отношения обучающихся к труду как основному способу достижения жизненного благополучия и ощущения уверенности в жизни. Основная задача: формирование готовности школьников к осознанному выбору направления продолжения своего образования и будущей профессии, осознание важности получаемых в школе знаний для дальнейшей профессиональной и внепрофессиональной деятельности. Вариативная часть для обучающихся 1-4 классов в соответствии с требованиями обновлѐнных ФГОС НОО включает остальные направления: 1. Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся реализуется через внеклассные мероприятия согласно плану воспитательной деятельности классного руководителя. Содержание мероприятий способствует развитию у школьников интеллектуальных потребностей, познавательных интересов, формирует стремление ребѐнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта, поможет становлению развитых форм самосознания и самоконтроля 2. Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов реализуются через объединение «Шашки» 1-4 классы, «Мир вокального искусства» 1-4 классы, внеклассные мероприятия согласно плану воспитательной деятельности классного руководителя. Основные задачи: - раскрытие творческих способностей школьников, формирование у них чувства вкуса и умения ценить прекрасное, - формирование ценностного отношения к культуре; физическое развитие обучающихся, - привитие им любви к спорту и побуждение к здоровому образу жизни, - воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых; оздоровление школьников, - привитие им любви к своему краю, его истории, культуре, природе, - развитие их самостоятельности и ответственности, - формирование навыков самообслуживающего труда. 3. Занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности социально ориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений, органов ученического самоуправления, на организацию совместно с обучающимися комплекса мероприятий воспитательной направленности. Данное направление реализуются через внеклассные мероприятия согласно плану воспитательной деятельности классного руководителя. ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ Учебный план основного общего образования МБОУ СОШ № 17 Тырминского сельского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края (далее - учебный план) для 5-9 классов, реализующих основную образовательную программу основного общего образования, соответствующую ФГОС ООО (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»), фиксирует общий объём нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план является частью образовательной программы МБОУ СОШ № 17 Тырминского сельского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края, разработанной в соответствии с ФГОС основного общего образования, с учетом Федеральной образовательной программой основного общего образования, и обеспечивает выполнение санитарно-эпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 и гигиенических нормативов и требований СанПиН 1.2.3685-21. Учебный год в МБОУ СОШ № 17 Тырминского сельского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края начинается 01.09.2023 и заканчивается 26.05.2024. Продолжительность учебного года в 5-9 классах составляет 34 учебные недели. Учебные занятия для учащихся 5-9 классов проводятся по 5-ти дневной учебной неделе. Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю составляет в 5 классе – 29 часов, в 6 классе – 30 часов, в 7 классе – 32 часа, в 8-9 классах – 33 часа.. Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть учебного плана внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, может быть использовано: на проведение учебных занятий, обеспечивающих различные интересы обучающихся В МБОУ СОШ № 17 Тырминского сельского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края языком обучения является русский язык. По заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся осуществляется изучение второго иностранного языка. За счет часов части, формируемой участниками образовательных отношений, в 5_ЖД классе отводится на изучение обязательного предмета «Математика» в объеме 1 часа (всего 6 часа) и 1 час на изучение предмета «Обществознание». За счет часов части, формируемой участниками образовательных отношений, в 6 классе отводится на изучение обязательного предмета «Французский язык» в объеме 1 часа. За счет часов части, формируемой участниками образовательных отношений, в 7_ЖД и 7 «Б» классах отводится на изучение обязательного предмета «Русский язык» в объеме 1 часа (всего 5 часов), в 7_ЖД 1 час на изучение предмета «Алгебра» (всего – 4 часа), в 7 «Б» классе отводится на изучение обязательного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в объеме 1 часа. За счет часов части, формируемой участниками образовательных отношений, в 8 классе отводится на изучение обязательного предмета «Русский язык» в объеме 1 часа (всего 4 часа) и 1 час на изучение обязательного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России». За счет часов части, формируемой участниками образовательных отношений, в 9 классе отводится на изучение обязательного предмета «История» в объеме 0,5 часа. При изучении предметов осуществляется деление учащихся на подгруппы. Промежуточная аттестация – процедура, проводимая с целью оценки качества освоения обучающимися части содержания (четвертное оценивание) или всего объема учебной дисциплины за учебный год (годовое оценивание). Промежуточная/годовая аттестация обучающихся за четверть осуществляется в соответствии с календарным учебным графиком. Все предметы обязательной части учебного плана оцениваются по четвертям. Предметы из части, формируемой участниками образовательных отношений, являются безотметочными и оцениваются «зачет» или «незачет» по итогам четверти. Обязательным элементом промежуточной аттестации в 9 классе является публичная защита индивидуального проекта или исследовательской работы. В целях определения уровня готовности к государственной итоговой аттестации в 9 классе могут проводиться районные контрольные работы и диагностические контрольные работы в соответствии с определенными нормативно-правовыми документами муниципального уровня. Итоговое собеседование по русскому языку в 9 классе как допуск к ГИА, проводится в соответствии с нормативноправовыми документами федерального уровня. Промежуточная аттестация проходит на последней учебной неделе четверти. Формы и порядок проведения промежуточной аттестации определяются «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ СОШ № 17 Тырминского сельского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края». Освоение основной образовательной программ основного общего образования завершается итоговой аттестацией. Нормативный срок освоения основной образовательной программы основного общего образования составляет 5 лет. Внеурочная деятельность, осуществляемая в 5-9 классах в соответствии с обновленным ФГОС ООО, организуется по следующим направлениям развития личности: Часть, рекомендуемая для всех обучающихся включает три первых направления: 1.Информационно - просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности реализуются через классные часы «Разговор о важном». Главной целью таких классных часов является развитие ценностного отношения школьников к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Классные часы направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности школьника, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе. Основные темы классных часов связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы и, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам. События, люди, их деяния и идеи – все это станут предметом бесед классных руководителей со своими классами. 2. Занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся реализуются через объединение «Финансовая грамотность» (59 классы). Цель занятий - облегчить положение учащегося как потребителя информации в условиях современного «информационного взрыва», научить его рациональным приѐмам поиска, анализа и синтеза информации, вооружить методикой «информационного самообслуживания», обеспечить его информационную безопасность, сформировать опыт применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи, функциональной, финансовой грамотности. 3. Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся реализуются через объединение «Юные инспекторы дорожного движения»» 5-6 классы, «Юный железнодорожник» 5, 7 классы, «Ландшафтный дизайн» 7 класс, Цель занятий – развитие ценностного отношения обучающихся к труду как основному способу достижения жизненного благополучия и ощущения уверенности в жизни. Основная задача: формирование готовности школьников к осознанному выбору направления продолжения своего образования и будущей профессии, осознание важности получаемых в школе знаний для дальнейшей профессиональной и внепрофессиональной деятельности. Вариативная часть для обучающихся 5-9 классов в соответствии с требованиями обновлѐнных ФГОС ООО включает остальные направления: 1. Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся реализуется через объединения Основы безопасности жизнедеятельности» 7 классы, «ОДНКР» 7, 9 классы, «Удивительный мир химии» 8-9 классы, внеклассные мероприятия согласно плану воспитательной деятельности классного руководителя. Содержание мероприятий способствует развитию у школьников интеллектуальных потребностей, познавательных интересов, формирует стремление ребѐнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта, поможет становлению развитых форм самосознания и самоконтроля 2. Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов реализуются через объединение «Баскетбол» 5-9 классы, «Танец» 5-9 классы, внеклассные мероприятия согласно плану воспитательной деятельности классного руководителя. Основные задачи: - раскрытие творческих способностей школьников, формирование у них чувства вкуса и умения ценить прекрасное, - формирование ценностного отношения к культуре; физическое развитие обучающихся, - привитие им любви к спорту и побуждение к здоровому образу жизни, - воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых; оздоровление школьников, - привитие им любви к своему краю, его истории, культуре, природе, - развитие их самостоятельности и ответственности, - формирование навыков самообслуживающего труда. 3. Занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности социально ориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений, органов ученического самоуправления, на организацию совместно с обучающимися комплекса мероприятий воспитательной направленности. Данное направление реализуются через внеклассные мероприятия согласно плану воспитательной деятельности классного руководителя. СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ Учебный план среднего общего образования МБОУ СОШ № 17 Тырминского сельского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края (далее - учебный план) для 10-11 классов, реализующих основную образовательную программу среднего общего образования, соответствующую ФГОС СОО (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования»), фиксирует общий объём нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план является частью образовательной программы МБОУ СОШ № 17 Тырминского сельского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края, разработанной в соответствии с ФГОС среднего общего образования, с учетом Федеральной образовательной программой среднего общего образования, и обеспечивает выполнение санитарно-эпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 и гигиенических нормативов и требований СанПиН 1.2.3685-21. Учебный год в МБОУ СОШ № 17 Тырминского сельского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края начинается 01.09.2023 и заканчивается 26.05.2024. Продолжительность учебного года в 10-11 классах составляет 34 учебные недели. Учебные занятия для учащихся 10-11 классов проводятся по 5-ти дневной учебной неделе. Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю составляет в 10 классе – 34 часа, в 11 классе – 34 часа.. Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть учебного плана внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, может быть использовано: на проведение учебных занятий, обеспечивающих различные интересы обучающихся. В МБОУ СОШ № 17 Тырминского сельского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края языком обучения является русский язык. При изучении предметов не осуществляется деление учащихся на подгруппы. В 2023-2024 учебном году в 10 классе будет реализовываться социально-экономический профиль, 11 класс – универсальный профиль (по ФГОС СОО второго поколения). Особенности учебного плана социально-экономического профиля Социально-экономический профиль предоставляет обучающимся возможность широкого выбора будущей профессиональной деятельности. Основными сферами, в которых будет реализовывать себя выпускник, выбравший социально-экономический профиль, являются сферы научной и практической деятельности в области математики, физики, экономики, сферы труда, информационных технологий, управленческой деятельности. Учебный план данного профиля кроме общих обязательных предметов включает в себя право, экономику. На углубленном уровне изучаются математика, обществознание. За счет часов части, формируемой участниками образовательных отношений, в 10 классе отводится на изучение обязательного предмета «Русский язык» в объеме 1 часа (всего 3 часа) и 1 час на изучение обязательного предмета «Литература» (всего 4 часа).. Промежуточная аттестация – процедура, проводимая с целью оценки качества освоения обучающимися части содержания (четвертное оценивание) или всего объема учебной дисциплины за учебный год (годовое оценивание). Промежуточная/годовая аттестация обучающихся за полугодие осуществляется в соответствии с календарным учебным графиком. Годовая отметка выставляется на основании полугодовых, полученных в течение учебного года, как среднее арифметическое, округленное до целого числа по законам математики. Обязательным элементом промежуточной аттестации в 10 классе является публичная защита индивидуального проекта или исследовательской работы. В целях определения уровня готовности к государственной итоговой аттестации в 10-11 классах могут проводиться районные контрольные работы и диагностические контрольные работы в соответствии с определенными нормативно-правовыми документами муниципального уровня. Итоговое сочинение (изложение) в 11 классе как допуск к ГИА, проводится в соответствии с нормативно-правовыми документами федерального уровня. Все предметы обязательной части учебного плана оцениваются по полугодиям. Предметы из части, формируемой участниками образовательных отношений, являются безотметочными и оцениваются «зачет» или «незачет» по итогам полугодия. Промежуточная аттестация проходит на последней учебной неделе полугодия. Формы и порядок проведения промежуточной аттестации определяются «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ СОШ № 17 Тырминского сельского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края». Освоение основной образовательной программы среднего общего образования завершается итоговой аттестацией. Нормативный срок освоения основной образовательной программы среднего общего образования составляет 2 года. В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта с учетом пожеланий родителей ( законных представителей) и интересов учащихся 9 класса внеурочная деятельность реализуется по пяти направлениям: - духовно – нравственное, - общеинтеллектуальное, - спортивно-оздоровительное, - социальное, - общекультурное. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов,КВНов, конференций, диспутов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях педагоги стараются раскрыть у обучающихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков. Внеурочные занятия направляют свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность. План внеурочной деятельности направлен, в первую очередь, на достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, среднего общего образования. Форма организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы школы определена как оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения). Выполнение учебного плана контролируется: - ежемесячно по журналам; - по выполнению рабочих программ учителей по направлениям деятельности. Расписание занятий внеурочной деятельности составляется с учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся. При работе с детьми осуществляется: • дифференцированный подход с учетом возраста детей и этапов их подготовки, • чередованием различных видов деятельности (мыслительной, двигательной). Расписание занятий включает в себя следующие нормативы: - недельную (максимальную) нагрузку на обучающихся; -недельное количество часов на реализацию программ по каждому направлениюразвития личности; - количество групп по направлениям. Наполняемость групп осуществляется в зависимости от направлений и форм внеурочной деятельности. Занятия проводятся по группам в соответствии с утвержденной программой. Учебный план на 2023-2024 учебный год начальной школы (ФГОС НОО) 1-4 классы (5-дневная учебная неделя) Предметная область Учебный предмет 1 Количество часов в неделю 2 3 4 Обязательная часть Русский язык и литературное чтение Иностранный язык Математика и информатика Обществознание и естествознание ("окружающий мир") Основы религиозных культур и светской этики Искусство Технология Физическая культура Итого ИТОГО недельная нагрузка Количество учебных недель Всего часов в год Русский язык Литературное чтение Иностранный язык Математика Окружающий мир 5 4 0 5 2 5 4 2 5 2 5 4 2 5 2 5 4 2 4 2 Основы религиозных культур и светской этики Изобразительное искусство Музыка Технология Физическая культура 0 0 0 1 1 1 1 2 21 21 33 693 1 1 1 2 23 23 34 782 1 1 1 2 23 23 34 782 1 1 1 2 23 23 34 782 Учебный план по внеурочной деятельности на 2023-2024 учебный год начальной школы (ФГОС НОО) 1-4 классы (5-дневная учебная неделя) Направления Учебные курсы Спортивно"Шашки" оздоровительное «Будь здоров» Общекультурное "Мир вокального искусства" Духовно-нравственное "Разговоры о важном" Социальное "Я-исследователь" Общеинтеллектуальное "Финансовая грамотность" Социальное «Тропинка в мир профессий» Общеинтеллектуальное «Орлята России» ИТОГО недельная нагрузка Количество учебных недель Всего часов в неделю 1 1 0,5 1 1 1 1 5,5 33 181,5 Количество часов в неделю 2 3 0,5 1 0,5 0,5 1 1 0,5 1 1 1 1 1 1 5,5 5,5 34 34 187 187 4 0,5 0,5 1 0,5 1 1 1 5,5 34 187 Учебный план на 2023-2024 учебный год основной школы (ФГОС ООО) 5-9 классы (5-дневная учебная неделя) Предметная область Русский язык и литература Иностранные языки Математика и информатика Общественно-научные предметы Естественно-научные предметы Искусство Технология Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности Основы духовно-нравственной культуры народов России Индивидуальный проект Итого ИТОГО недельная нагрузка Количество учебных недель Всего часов в год Учебный предмет 5ЖД Обязательная часть Русский язык 5 Литература 3 Иностранный язык 3 Второй иностранный язык Математика 6 Алгебра 0 Геометрия 0 Вероятность и статистика 0 Информатика 0 История 2 Обществознание 1 География 1 Физика 0 Химия 0 Биология 1 Изобразительное искусство 1 Музыка 1 Технология 2 Черчение Физическая культура 2 Основы безопасности жизнедеятельности 0 Основы духовно-нравственной культуры 1 народов России 29 29 34 986 6 Количество часов в неделю 7ЖД 7Б 8 9 6 3 3 1 5 0 0 0 0 2 1 1 0 0 1 1 1 2 2 0 1 5 2 3 0 0 4 2 1 1 2 1 2 2 0 1 1 1 2 2 0 0 5 2 3 0 0 3 2 1 1 2 1 2 2 0 1 1 1 2 2 0 1 4 2 3 0 0 3 2 1 1 2 1 2 2 2 2 1/0 0/1 1 1 2 1 0 3 3,5 3 0 0 3 2 1 1 2,5 1 2 2 2 2 0 0 0 1 2 1 0 30 30 34 1020 32 32 34 1088 32 32 34 1088 33 33 34 1122 1 33 33 34 1122 Учебный план на 2023-2024 учебный год средней школы (ФГОС ООО второго поколения) 11 класс (5-дневная учебная неделя) (универсальный профиль) Уровень обучения Учебные предметы Русский язык и литература Иностранный язык Математика и информатика Общественные науки Естественные науки Физическая культур, экология и основы безопасности жизнедеятельности Искусство Технология Индивидуальный проект Элективные курсы Предельно допустимая нагрузка Русский язык Литература Английский язык Второй иностранный язык (французский) Алгебра Геометрия Теория и вероятность Информатика История Обществознание География Астрономия Биология Физика Химия Физическая культура ОБЖ Мировая художественная культура Технология Количество учебных часов в неделю Всего Б Б Б Б 2 4 3 - 68 136 102 - Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б 3 2 1 1 2 2 1 1 2 1 2 1 1 1 1 102 68 34 34 68 68 34 34 68 34 68 34 34 34 34 1 1 1/0 0/1 34 34 34 17 17 1156 Курсы по выбору (2 часов) Математика Русский язык Финансовая грамотность ЖД Учебный план МБОУ СОШ №17 на 2023-2024 учебный год для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1, вариант 7.2) В 1-4 классе вводится ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ. Учебный план для обучающихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР) составлен на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15) Учебный план для обучающихся ЗПР предусматривает четырехлетний срок обучения как наиболее оптимальный для получения ими общего образования и предполагает, что обучающийся с ЗПР получит образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 - 4 классы). Адаптация программы предполагает введение программы коррекционной работы, ориентированной на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и поддержку в освоении АООП НОО, требований к результатам освоения программы коррекционной работы и условиям реализации АООП НОО. Определение варианта АООП НОО обучающегося с ЗПР осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), сформулированных по результатам его комплексного психологомедико-педагогического обследования, с учетом ИПР и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Обязательные предметные области учебного плана и учебные предметы соответствуют ФГОС НОО 1. В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ на коррекционную работу отводится не менее 5 часов в неделю на одного обучающегося в зависимости от его потребностей. Продолжительность учебного года:1 класс – 33 учебные недели. Начало и продолжительность учебного года и каникул для 2 – 4 классов устанавливается в соответствии со сроками, действующими для всех общеобразовательных учреждений. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ЗПР учебного плана, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не превышает величину недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН 2.4.2.2821-10. 1 Раздел III ФГОС НОО. Текущая аттестация обучающихся 1 класса осуществляется качественно «зачет» / «незачет», без фиксации их достижений в классном журнале. Промежуточная аттестация по итогам учебного года в 1 классе фиксируется в классном журнале качественно - «зачет» / «незачет». Текущий контроль успеваемости обучающихся 2 – 4 классов осуществляется учителями по 5-бальной системе (минимальный балл – 1; максимальный балл – 5) Промежуточные отметки в баллах (по пятибальной шкале) выставляются во 2 – 4 классах за каждую четверть как среднее арифметическое текущих отметок с последующим округлением до целого числа в соответствии с правилами математического округления. В конце учебного года во 2 – 4 классах выставляются годовые отметки в баллах (по пятибальной шкале) как среднее арифметическое четвертных отметок с последующим округлением до целого числа в соответствии с правилами математического округления. Промежуточная аттестация по итогам учебного года в 1 – 4 классах включает в себя: проверку техники чтения; годовые контрольные работы по основным предметам. Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО (кроме программы коррекционной работы) осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой (по итогам освоения АООП НОО) аттестации обучающихся с ЗПР включают: особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР; привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий); присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности; адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР: 1) упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению; 2) упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания; 3) в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами; при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению и др.); при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию); увеличение времени на выполнение заданий; возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения; недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога, создание ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка. Недельный учебный план начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1) Учебные предметы Количество учебных часов в неделю 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Русский язык 5 4 4 3 Литературное чтение 4 5 4 4 Математика и информатика Математика 4 4 4 4 Обществознание и естествознание Окружающий мир 2 2 2 2 Музыка 1 1 1 1 Изобразительное искусство 1 1 1 1 1 1 1 1 3 3 3 3 Обязательная часть Филология Искусство Технология Физическая культура Физическая культура Итого 21 21 21 21 - 2 2 2 Максимально допустимая недельная нагрузка 21 23 23 23 Внеурочная деятельность и коррекционная работа 5 5 5 5 Общекультурное 1 1 1 1 Духовно-нравственное 1 1 1 1 Спортивно-оздоровительное 1 1 1 1 Социальное 1 1 1 1 Общеинтеллектуальное 1 1 1 1 Часть, формируемая участниками образовательного процесса Сроки освоения АООП НОО (вариант 7.2)обучающимися с ЗПР составляют 5 лет, с обязательным введением 1 дополнительного класса. Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения – 5 дней. Продолжительность учебного года на первой ступени общего образования составляет 34 недели, в 1 и 1 дополнительном классах — 33 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для обучающихся в 1 и 1 дополнительном классах устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы. Продолжительность учебных занятий составляет 40 минут. При определении продолжительности занятий в 1 и 1 дополнительном классах используется «ступенчатый» режим обучения: в первом полугодии (в сентябре, октябре − по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябредекабре − по 4 урока по 35 минут каждый; январь-май − по 4 урока по 40 минут каждый). Количество часов, отводимых на изучение учебных предметов «Русский язык», «Литературное чтение» и «Родной язык и литературное чтение» может корректироваться в рамках предметной области «Филология» с учётом психофизических особенностей обучающихся с ЗПР. В предметную область «Филология» введен учебный предмет «Иностранный язык», в результате изучения которого у обучающихся с ЗПР будут сформированы первоначальные представления о роли и значимости иностранного языка в жизни современного человека и поликультурного мира. Обучающиеся с ЗПР приобретут начальный опыт использования иностранного языка как средства межкультурного общения, как нового инструмента познания мира и культуры других народов, осознают личностный смысл овладения иностранным языком. Изучение учебного предмета «Иностранный язык» начинается со 3-го класса. На его изучение отводится 1 час в неделю. Часы коррекционно-развивающей области представлены групповыми и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и психокоррекционными), направленными на коррекцию недостатков психофизического развития обучающихся и восполнение пробелов в знаниях, а также групповыми занятиями по ритмике, направленными на коррекцию отклонений в развитии моторной деятельности обучающихся, развитие пространственных представлений, координации движений и улучшения осанки детей. Количество часов в неделю указывается на одного учащегося. Коррекционно-развивающие занятия проводятся в течение учебного дня и во внеурочное время. На индивидуальные коррекционные занятия отводится до 25 мин., на групповые занятия – до 40 минут. Недельный учебный план начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) (вариант 1) Классы Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю 1 Всего 1 2 3 4 (дополнительный) Обязательная часть Филология Русский язык 5 5 5 4 4 23 Литературное чтение 4 4 4 4 3 19 Иностранный язык - - - 1 1 2 Математика 4 4 4 4 4 20 Окружающий мир 2 2 2 2 2 10 Математика и информатика Обществознание и естествознание Основы религиозных культур и светской этики Основы религиозных культур и светской этики 1 1 Музыка 1 1 1 1 1 5 Изобразительное искусство 1 1 1 1 1 5 Технология Технология 1 1 1 1 1 5 Физическая культура Физическая культура 3 3 3 3 3 15 21 21 21 21 21 105 - - 2 2 2 6 Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) 21 21 23 23 23 111 Внеурочная деятельность (включая коррекционно-развивающую область): 10 10 10 10 10 50 коррекционно-развивающая область 7 7 7 7 7 35 коррекционно-развивающие занятия 6 6 6 6 6 30 ритмика 1 1 1 1 1 5 направления внеурочной деятельности 3 3 3 3 3 15 31 31 33 33 33 161 Искусство Итого Часть, формируемая участниками образовательного процесса Всего к финансированию Учебный план МБОУ СОШ №17 на 2023-2024 учебный год для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1, вариант 2) В 1-4 классе вводится ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ. Учебный план для обучающихся с умственной отсталостью составлен на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15). Он предусматривает два варианта: 1. Для детей с легкой умственной отсталостью (вариант 1). 2. Для детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью: обучающиеся с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой или глубокой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР), интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить АООП) (вариант 2) Учебный план АООП для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)1– 4 классы(вариант 1). Учебный план для обучающихся с легкой умственной отсталостью предусматривает четырехлетний срок обучения. Продолжительность учебного года составляет 33 недели для обучающихся 1 класса и 34 недели для обучающихся остальных классов. Начало и продолжительность учебного года и каникул устанавливается в соответствии со сроками, действующими для всех общеобразовательных учреждений. Недельный учебный план обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): Предметные области I-IV классы Классы Количество часов в год Всего I II III IV Русский язык 3 3 3 3 12 Чтение 3 4 4 4 15 Речевая практика 2 2 2 2 8 Математика Математика 3 4 4 4 15 Естествознание Мир природы и человека 2 1 1 1 5 Искусство Музыка 2 1 1 1 5 Изобразительное искусство 1 1 1 1 4 Физическая культура Физическая культура 3 3 3 3 12 Технологии Ручной труд 2 1 1 1 5 Итого 21 20 20 20 81 Часть, формируемая участниками образовательных отношений - 3 3 3 9 Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) 21 23 23 23 90 Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика): 6 6 6 6 24 Внеурочная деятельность 4 4 4 4 16 Всего к финансированию 31 33 33 33 130 Учебные предметы Обязательная часть Язык и речевая практика Текущая и итоговая аттестация обучающихся 1 класса осуществляется качественно «зачет» / «незачет», без фиксации их достижений в классном журнале. Промежуточные отметки в баллах (по пятибальной шкале) выставляются во 2 – 4 классах за каждую четверть как среднее арифметическое текущих отметок с последующим округлением до целого числа в соответствии с правилами математического округления. В конце учебного года во 2 – 4 классах выставляются годовые отметки в баллах (по пятибальной шкале) как среднее арифметическое четвертных отметок с последующим округлением до целого числа в соответствии с правилами математического округления. Промежуточная аттестация по итогам учебного года в 1 – 4 классах включает в себя: проверку техники чтения; годовые контрольные работы по основным предметам. Итоговая аттестация по завершению реализации АООП (Согласно требованиям Стандарта) проводится в форме двух испытаний: - первое ― комплексная оценка предметных результатов усвоения обучающимися русского языка, чтения (литературного чтения), математики и основ социальной жизни; - второе ― оценка знаний и умений по выбранному профилю труда. Результаты итоговой аттестации оцениваются в форме «зачет» / «не зачет». Учебный план АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 (дополнительный) – 4 классы Учебный план для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, испытывающих трудности в освоении АООП (вариант 2) рассчитан на 5 лет обучения: 1(дополнительный) – 4 классы. (вариант 2) Количество часов в неделю Предметные области Язык и речевая практика Математика Окружающий мир Классы Учебные предметы I. Обязательная часть Речь и альтернативная коммуникация Математические представления Окружающий природный мир Человек Домоводство Всего I доп. I II III IV 3 3 3 2 2 13 2 2 3 - 2 2 3 - 2 2 3 - 2 2 2 3 2 2 2 3 10 10 13 6 Окружающий социальный мир Музыка и движение Изобразительная деятельность Адаптивная физкультура 1 2 3 2 2 2 3 2 2 2 3 2 7 10 15 10 Технологии Профильный труд Коррекционно-развивающие занятия 2 2 2 Итого 20 20 20 Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной 20 20 20 неделе) II. Часть, формируемая участниками образовательных отношений Коррекционные курсы I доп. I II 1. Сенсорное развитие 3 3 3 2. Предметно-практические действия 3 3 3 3. Двигательное развитие 2 2 2 4. Альтернативная коммуникация 2 2 2 Итого коррекционные курсы 10 10 10 Внеурочная деятельность 5 дней 6 6 6 Всего к финансированию: 5 дней 36 36 36 2 22 22 2 22 22 10 104 104 III 3 3 2 2 10 6 38 IV 3 3 2 2 10 6 38 Всего 15 15 10 10 50 30 184 Искусство Физическая культура 1 2 3 2 1 2 3 2 Текущая и итоговая аттестация обучающихся 1(дополнительного) класса осуществляется качественно «зачет» / «незачет», без фиксации их достижений в классном журнале. Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП образовательной организации. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. Итоговая оценка качества освоения обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР адаптированной основной общеобразовательной программы образования осуществляется образовательной организацией. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) является достижение результатов освоения специальной индивидуальной программы развития последнего года обучения и развития жизненной компетенции обучающихся. Итоговая аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного года путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения. При оценке результативности обучения учитываются затруднения обучающихся в освоении отдельных предметов (курсов) и даже образовательных областей, которые не должны рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом. Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР, взаимодействие следующих компонентов: что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода, что из полученных знаний и умений он применяет на практике, насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет. Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект». В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, оцениваются его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты. Учебный план АООП для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5-9 классы (вариант 1). Учебный план для обучающихся 5-9 класса в условиях введения ФГОС для детей с ОВЗ, реализующего АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), фиксирует общий объем нагрузки, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение в 5-9 классе по учебным предметам. Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации. В соответствии с требованиями ФГОС, который устанавливает сроки освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в течение 9-13 лет, годовой и недельный учебные планы представлены в 1 варианте ― I-IV; V-IX классы (9 лет). Выбор варианта срока обучения школа осуществила с учетом: - особенностей психофизического развития обучающихся, сформированности у них готовности к школьному обучению и имеющихся особых образовательных потребностей; - наличия комплекса условий для реализации АООП (кадровые, финансовые и материально-технические). На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей этой категории обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая область. Обязательная часть Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые реализуются в МБОУ СОШ № 17, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Продолжительность учебного года и урока в МБОУ СОШ № 17 определены действующими нормативными документами (федеральным , действующим СанПиНом 2.4.2.282-10 (постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №189,зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г., рег. № 19933),Уставом ОУ). Школа обучается в 2022-2023 уч. году по пятидневной рабочей неделе при продолжительности урока – 40 минут, продолжительность учебного года в 5-9 классах – 34 учебных недели. Недельная нагрузка (учебная деятельность) обучающихся ОУ соответствует нормам, определёнными СанПиНом 2.4.2.282-10 по 5тидневной учебной неделе и составляет в 5-х классах- 29 часа, в 6-х классах- 30 часов, в 7-х классах -32 часа, в 8 и 9-х классах – 33 часа. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях. Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает: учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии; введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов. Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено коррекционными занятиями (логопедическими и психокоррекционными) и ритмикой в младших классах. Всего на коррекционно-развивающую область отводится 6 часов в неделю. Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение может осуществляться общеобразовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программы реабилитации инвалида. Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки, но учитывается при определении объемов финансирования. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности (нравственное, социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) является неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной организации. Образовательные организации предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Выбор направлений внеурочной деятельности и распределение на них часов самостоятельно осуществляется общеобразовательной организацией в рамках общего количества часов, предусмотренных примерным учебным планом (4 часа). Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП определяет образовательная организация. Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые в силу особенностей своего психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных учебных предметов, могут разрабатываться с участием их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования). Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой. Недельный учебный план обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): Предметные области Классы Количество часов в год V-IX классы 5 6 7 Всего 8 9 Учебные предметы Обязательная часть Язык и речевая практика Математика Естествознание Человек и общество Искусство Русский язык 4 4 4 4 4 20 Чтение (литературное чтение) 4 4 4 4 4 20 Математика 4 4 3 3 3 17 Информатика - - 1 1 1 3 Природоведение 2 2 - - - 4 Биология - - 2 2 2 6 География - 2 2 2 2 8 Мир истории - 2 - - - 2 Основы социальной жизни 1 1 2 2 2 8 История Отечества - - 2 2 2 6 Музыка 1 - - - - 1 Изобразительное искусство 2 - - - - 2 Физическая культура Физическая культура 3 3 3 3 3 15 Технологии Профессиональный труд 6 6 7 8 8 35 Итого 27 28 30 31 31 147 Часть, формируемая участниками образовательных отношений 2 2 2 2 2 10 Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной учебной 29 неделе) 30 32 33 33 157 Коррекционно-развивающая область(коррекционные занятия и ритмика): 6 6 6 6 6 30 Внеурочная деятельность 4 4 4 4 4 20 Всего к финансированию 39 40 42 43 43 207 Учебный план общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5-9 классы (ФГОС) 2023-2024 учебный год Учебный план для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью) составлен в соответствии с нормативно-правовой документацией: Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями); базисным учебным планом специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (Приложение к приказу МО РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065-п; «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПин 2.4.2.2821-10 «Утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ №189 от 29.12.2010 г. (с изменениями от 29.05.2011 № 85; от 25.12.2013г. № 72; от 24.11.215г. № 81); приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08. 2013г. №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями от 13.12.2013г. № 1342; от 28.05.2014г. № 598; от 17.07.2015г. № 734); Уставом муниципального общеобразовательного учреждения МБОУ СОШ № 17; адаптированной образовательной программой для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденной приказом директора МБОУ СОШ № 17 от 30.08.2014 г. Данный учебный план составлен для детей с умственной отсталостью. Образовательная программа МБОУ СОШ № 17 предусматривает инклюзивное обучение детей в общеобразовательных классах. Для учащихся начальной и основной школы устанавливается пятидневная учебная неделя. Продолжительность учебного года: во 2-8 классах – 34 учебные недели, в 9 классе – 34 учебные недели без учета государственной итоговой аттестации. Продолжительность урока для 2-9 классов – 40 минут. В соответствии с требованиями СанПиНа в расписании имеется 2 большие перемены по 20 минут. Перед началом учебных занятий для детей с умственной отсталостью предусмотрен завтрак. Учебный план реализуется в процессе пятидневной учебной недели. Начало и продолжительность учебного года и каникул устанавливается в соответствии с годовым учебным календарным графиком, утвержденным директором школы. Учебный план включает в себя общеобразовательные предметы, содержание которых адаптировано к возможностям обучающихся с отклонениями в интеллектуальном развитии, а также специфические коррекционные предметы, индивидуальные и групповые занятия. Специфика учебных дисциплин: практическая направленность на приобретение жизненно необходимых адаптивных умений и навыков; учебный материал связан с реальной жизнью ребёнка; усиленное использование межпредметных связей. Учебный план содержит: учебные предметы; специальные коррекционные занятия (по СБО, развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности); индивидуальные и групповые коррекционные занятия (логопедические) с логопедом и психологом. Характеристика предметов учебного плана «Общеобразовательные курсы» – образовательная область, включает основные предметы учебного плана, формирующие личность, способную существовать в социуме, это «Чтение и развитие речи», «Письмо и развитие речи». А также необходимый предмет для развития памяти, пространственного мышления, логики - «Математика». В 5-ом классе в образовательной области «Природа» ведется курс «Природоведение». Эта же образовательная область предполагает введение в 6 классе биологии и географии. В образовательной области «Обществознание»: «История Отечества» представлена в 7-9 классах, «Обществознание» - в 8-9кл. В целях развития творческих способностей детей и их эстетического вкуса в образовательной области «Искусство» вводятся такие предметы, как «Изобразительное искусство» и «Музыка и пение». Предмет «Изобразительное искусство» способствует коррекции недостатков познавательной деятельность школьников путём систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов и их положения в пространстве. Предмет «Музыка и пение» направлен на коррекцию отклонений в интеллектуальном развитии и нарушений звукопроизносительной стороны речи. «Физкультура»: для совершенствования физического развития. «Трудовая подготовка» является приоритетным в обучении детей с умственной отсталостью. Трудовое обучение направлено на формирование у учащихся трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе, овладение ими знаниями о самостоятельной жизни, практическое обучение жизненно необходимым умениям и навыкам. Обучение труду в начальных классах, обучающихся по общеобразовательной программе для детей с умственной отсталостью осуществляется в рамках предмета «Трудовое обучение». 1-4 классы -ручной труд, который даёт возможность обучающимся овладеть элементарными приёмами труда, формирует у них общетрудовые умения и навыки, самостоятельность, положительную мотивацию к трудовой деятельности. В предметной области «Трудовая подготовка» в рамках дисциплины «Профессионально-трудовое обучение» в 5-9 классах ведутся модули: сельскохозяйственный труд, швейное дело и токарное дело». Обучающиеся занимаются на уроках профессионально-трудового обучения по индивидуальному графику: 5-9 классы - девочки (2 ученицы), 5-9 классы – мальчики (5 учащихся). Трудовая подготовка также предполагает прохождение трудовой практики на пришкольном сельскохозяйственном участке по окончании учебного года (май-июнь) в количестве 10-20 дней. Коррекционная подготовка осуществляется в направлениях: коррекционные курсы (развитие речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности, социально-бытовая ориентировка) и обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия (логопедические занятия). Целью учебного предмета «Развитие речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» является общеречевая подготовка детей с нарушением интеллекта как показателя их общего развития. Учебный предмет «Социально-бытовая ориентировка» направлен на формирование у учащихся социального поведения, расширение социальных контактов, умение адекватно общаться, на формирование навыков самообслуживания и сохранения своего здоровья. Образовательная область «Коррекционные курсы» включает в себя предметы, направленные на исправление дефектов общего и речевого развития детей, развитие их познавательной деятельности, формирование и развитие у учащихся навыков самообслуживания и социальнобытового ориентирования (по рекомендациям ПМПК). В рамках коррекционной подготовки детей с УО предусмотрены также индивидуальные и групповые занятия по логопедии, которые строятся на основании рекомендаций, данных психолого-медико-педагогической комиссией при обследовании детей, и связаны с коррекцией устной и письменной речи, обогащением словарного запаса, развитием коммуникативных навыков детей с нарушениями интеллекта. Коррекционные занятия, включенные в учебный план, способствуют формированию навыков принятия самостоятельного решения и повышают социальную защищенность, но не входят в предельно допустимую нагрузку обучающегося при 5-дневной учебной неделе. Предметные области 1. Язык и речевая практика Математика Естествознание Человек и общество Искусство Учебные предметы Русский язык Чтение (литературное чтение) Математика Информатика Природоведение Биология География Мир истории Основы социальной жизни История Отечества Рисование Музыка Физическая культура Профильный труд Физическая культура Технология Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия): Логопедические занятия Развитие психомоторики и сенсорных процессов Ритмика Внеурочная деятельность Всего Количество часов в неделю 5 6 7 8 Обязательная часть 4 4 4 4 4 4 4 4 9 4 4 4 2 - 4 2 2 2 3 1 2 2 - 3 1 2 2 - 3 1 2 2 - 1 2 1 3 1 3 2 2 3 2 2 3 2 2 3 6 27 6 28 7 30 8 31 8 31 2 2 2 2 2 29 30 32 33 33 6 6 6 6 6 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 4 39 4 40 4 42 4 43 4 43 Учебный план МБОУ СОШ №17 на 2023-2024 учебный год для обучающихся по программам VIII вида ( 9 класс) Учебный план специальных (коррекционных) классов VIII вида составлен на основании приказа Министерства Образования Российской Федерации от 10.04.2002г. №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии». За основу взят Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (I вариант) и программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. Учебный план для обучающихся с умственной отсталостью предусматривает девятилетний срок обучения как наиболее оптимальный для получения ими общего образования. В 9 классе продолжается обучение общеобразовательным предметам и вводится трудовое обучение, имеющее профессиональную направленность. Учебный план включает общеобразовательные предметы, содержание которых приспособлено к возможностям умственно отсталых обучающихся, специфические коррекционные предметы, а также индивидуальные и групповые коррекционные занятия. В 9 классе из традиционных обязательных учебных предметов изучаются: русский язык (чтение и письмо), математика, биология, история, география, изобразительное искусство, пение и музыка, осуществляется физическое воспитание, трудовое и профессиональнотрудовое обучение. К коррекционным занятиям в старших 9 классах относится социально-бытовая ориентировка (СБО), которая проводится классными руководителями. Факультативные занятия, предусмотренные в 9 классе, используются на проведение индивидуальных и групповых занятий. Начало и продолжительность учебного года и каникул устанавливается в соответствии со сроками, действующими для всех общеобразовательных учреждений. Образовательные области Общеобразовательные курсы Чтение и развитие речи Письмо и развитие речи Математика Биология География история Отечества Обществоведение Изобразительное искусство Музыка и пение Физкультура Трудовая подготовка Трудовое обучение Число учебных часов в неделю 9 класс 2 3 3 2 2 2 1 3 11 Профессионально-трудовое обучение Коррекционная подготовка А) Коррекционные курсы Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности Социально-бытовая ориентировка 2 Ритмика Итого обязательная нагрузка учащихся 31 Факультативные занятия 2 Всего максимальная нагрузка учащихся 33 Б) Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия – отводится 15-25 минут учебного времени на одного ученика, в том числе на класс Логопедические занятия ЛФК Развитие психомоторики и сенсорных процессов - Индивидуальное надомное обучение в 1-4 классах – 8 часов, в 5-8 классах – 10 часов, 9 класс – 11 часов.