Учебный план НОО 1-4 классы

0

УЧЕБНЫЙ ПЛАН НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
Пояснительная записка к учебному плану 1-4 классов МБОУ СОШ №17 на 2023-2024 учебный год,
реализующих образовательную программу начального общего образования
1.1.Федеральный учебный план образовательных организаций, реализующих ООП НОО
(далее - Федеральный учебный план), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем
аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей, распределяет
учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Федеральный
учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при отборе учебного материала,
формировании перечня результатов образования и организации образовательной деятельности.
Содержание образования при получении начального общего образования реализуется
преимущественно за счет учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира,
системно-деятельностный подход и индивидуализацию обучения.
Федеральный учебный план обеспечивает в случаях, предусмотренных законодательством
Российской Федерации в сфере образования, возможность обучения на государственных языках
субъектов Российской Федерации и родном (нерусском) языке, возможность их изучения, а
также устанавливает количество занятий, отводимых на изучение этих языков, по классам
(годам) обучения. Вариативность содержания образовательных программ начального общего
образования реализуется через возможность формирования программ начального общего
образования различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных
потребностей и способностей обучающихся.
Федеральный учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений. Объем обязательной части программы
начального общего образования составляет 80%, а объем части, формируемой участниками
образовательных отношений из перечня, предлагаемого образовательной организацией, - 20% от
общего объема.
Обязательная часть федерального учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих
государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих ООП НОО, и
учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Расписание учебных
занятий составляется с учетом дневной и недельной динамики умственной работоспособности
обучающихся и шкалы трудности учебных предметов. Образовательная недельная нагрузка
распределяется равномерно в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой
нагрузки в течение дня должен соответствовать действующим санитарным правилам и
нормативам.
Образовательная организация самостоятельна в организации образовательной
деятельности (урочной и внеурочной), в выборе видов деятельности по каждому предмету
(проектная деятельность, практические и лабораторные занятия, экскурсии и другое). Во время
занятий необходим перерыв для гимнастики не менее 2 минут.
Урочная деятельность направлена на достижение обучающимися планируемых
результатов освоения программы начального общего образования с учетом обязательных для
изучения учебных предметов. Часть учебного плана, формируемая участниками
образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей
обучающихся.
Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки
обучающихся, может быть использовано на увеличение учебных часов, отводимых на изучение
1

отдельных учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей по выбору родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетних
обучающихся,
в
том
числе
предусматривающих углубленное изучение учебных предметов, с целью удовлетворения
различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании,
а также учитывающих этнокультурные интересы.
Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения
программы начального общего образования с учетом выбора участниками образовательных
отношений учебных курсов внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого
образовательной организацией. Осуществляется в формах, отличных от урочной (экскурсии,
походы, соревнования, посещения театров, музеев, проведение общественно-полезных практик
и иные формы). Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является
неотъемлемой частью образовательной деятельности в образовательной организации.
Образовательные организации предоставляют обучающимся возможность выбора
широкого спектра занятий, направленных на развитие обучающихся. Формы организации
образовательной деятельности, чередование урочной и внеурочной деятельности при
реализации ООП НОО определяет организация, осуществляющая образовательную
деятельность. В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов
обучающихся могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том числе для
ускоренного обучения, в пределах осваиваемой программы начального общего образования в
порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации.
Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской
поддержкой. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной учебной нагрузки обучающихся, но учитывается при
определении объемов финансирования, направляемых на реализацию ООП НОО.
1.2. Учебный план МБОУ СОШ № 17, реализующего основные общеобразовательные
программы начального общего образования, сформирован в соответствии с требованиями,
изложенными в следующих документах:
 ФЗ об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от
02.07.2021);
 Приказа Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 г. № 286 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования»;
 Приказа Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 г. № 287 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования»;
 Приказа Министерства просвещения РФ от 12.08.2022 г. № 732 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования»;
 Приказа Министерства просвещения РФ от 18.05.2023 г. № 372 «Об
утверждении федеральной образовательной программы начального общего
образования»;
 Приказа Министерства просвещения РФ от 18.05.2023 г. № 370 «Об
утверждении федеральной образовательной программы основного общего
образования»;
 Приказа Министерства просвещения РФ от 18.02.2023 г. № 371 «Об
утверждении федеральной образовательной программы среднего общего
образования»;
 Приказ Министерства просвещения России от 22.03.2021 г. № 115 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
2

деятельности
по
основным
общеобразовательным
программам
–
образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования»
 Приказ Минпросвещения России от 18.07.2022 N 569 "О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 31 мая 2021 г. N 286" (Зарегистрировано в Минюсте РФ
17.08.2022 n 69676);
 Приказ Минпросвещения России от 18.07.2022 N 568 "О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 31 мая 2021 г. N 287" (Зарегистрировано в Минюсте РФ
17.08.2022 n 69675);
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 2648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
 Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1023 "Об утверждении
федеральной адаптированной образовательной программы начального общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";

Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1025 "Об утверждении
федеральной адаптированной образовательной программы основного общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";

Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1026 "Об утверждении
федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Приказ Министерства просвещения РФ от 21 сентября 2022 г. № 858 “Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования
организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления
предельного срока использования исключенных учебников”.
1.3. Учебный план является частью основной общеобразовательной программы
начального общего образования МБОУ СОШ № 17, приказ № 268 от 25.07.2023 и реализуется в
I-IV классах.
1.4 Учебный план обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму
образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.3648-20 , и предусматривает 4-летний
нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования для I-IV
классов.
1.5. Образовательный процесс в I-IV классах организован в условиях пятидневной
учебной недели в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими нормами (СанПиН 2.4.364820), регламентирован Календарным учебным графиком на 2023/2024 учебный год,
утверждённым приказом МБОУ СОШ № 17 № 268 от 25.07.2023.
1.6. Учебный год начинается 01.09.2023. Для профилактики переутомления обучающихся
в календарном учебном графике предусмотрено равномерное распределение периодов учебного
времени и каникул. Продолжительность учебного года в 1 классе составляет 33 недели, во 2 – 4
классах – 34 недели, каникулы – 30 дней (в 1 классе – дополнительные каникулы в феврале 7
дней).

3

Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана
образовательной организации, состоящего из обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений, в совокупности не превышает величину недельной
образовательной нагрузки, установленной СанПиН 2.4.3648-20 . Нагрузка равномерно
распределяется в течение недели.
1.7. При организации обучения в очно-заочной и (или) заочной формах составляется
индивидуальный учебный план для конкретного обучающегося с учетом особенностей его
здоровья, способностей и потребностей. Индивидуальный учебный план разрабатывается с
участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей). Учебные планы
основаны на требованиях ФГОС начального общего образования. Уменьшать количество
обязательных учебных предметов запрещено. Соотношение часов классно-урочной и
самостоятельной работы обучающихся определяется образовательной организацией
самостоятельно.
1.8. В целях реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с
образовательной программой МБОУ СОШ № 17 осуществляется деление классов на две группы:
1.8.1. При реализации основной общеобразовательной программы начального общего
образования при проведении учебных занятий по «Английскому языку» (II-IVклассы), при
наполняемости классов 25 и более человек;
1.9. Для использования при реализации образовательной программы выбраны учебники из
числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования учебные пособия, выпущенные
организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий,
которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования.
1.10. Освоение образовательной программы начального общего образования
сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся. В первых классах обучение
проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий; формой
проведения промежуточной аттестации обучающихся по всем предметам учебного плана 2 – 4
классов являются итоговые контрольные работы по русскому, родному, иностранному языку,
математике, литературному чтению, окружающему миру, тестовая работа по музыке,
технологии, физкультуре, изобразительному искусству, защита проекта – по ОРКСЭ.
Порядок проведения промежуточной аттестации регулируется «Положением об
осуществлении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, установлении их
форм, периодичности и порядка проведения» МБОУ СОШ № 17.
1.11. Обучающиеся, не освоившие образовательную программу учебного года и имеющие
неудовлетворительные годовые отметки и (или) не аттестацию по одному или нескольким
учебным предметам, имеют право пройти повторную аттестацию в установленные периоды, по
согласованию с родителями (законными представителями) графика дополнительных занятий и
графика ликвидации академической задолженности. Обучающиеся, не освоившие
образовательную программу учебного года и имеющие неудовлетворительные годовые отметки
и (или) не аттестацию по одному или нескольким учебным предметам, по усмотрению родителей
(законных представителей): - оставляются на повторное обучение; - переводятся на обучение по
адаптивной образовательной программе (учитываются рекомендации ПМПК); - переводятся на
обучение по индивидуальному учебному плану. Обучающиеся, не освоившие основную
образовательную программу начального общего образования, не допускаются к обучению на
следующих уровнях общего образования.
1.12. Реализация учебного плана МБОУ СОШ № 17 в 2023-2024 году полностью
обеспечена кадровыми ресурсами, программно-методическими комплектами в соответствии с
уровнями образования и субсидией на выполнение государственного задания. Учебная нагрузка
педагогических работников определяется с учетом количества часов по учебному плану, рабочим
программам учебных предметов и образовательной программе в соответствии с приказом
4

Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 № 1601 «О
продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической
работы за ставку
заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки
педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».
Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
2.1. Обязательная часть учебного плана.
Обязательная часть учебного плана разработана с учётом Примерной основной
образовательной программы начального общего образования. В учебный план IV класса включен
1 час в неделю (34 часа в год) на изучение учебного предмета «Основы религиозных культур и
светской этики» (далее – ОРКСЭ). Выбор модуля, изучаемого в рамках учебного предмета
ОРКСЭ, осуществлялся родителями (законными представителями) обучающихся. На основании
произведенного выбора сформированы учебные группы по следующим модулям: «Основы
православной культуры», «Основы светской этики», «Основы исламской культуры», «Основы
мировых религиозных культур». Количество учебных занятий по учебному плану за 4 учебных
года составляет 3039.
2.2. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. В МБОУ СОШ № 17 за
счет части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, с 1 по
3 класс вводится 1 час математики. Таким образов, с 1 по 3 класс математики всего 5 часов.
Время, отводимое на данную часть учебного плана внутри максимально допустимой недельной
нагрузки обучающихся, использовано следующим образом:
 Образовательная область «Математика и информатика» предусматривает изучение
учебного предмета «Математика» в объеме 4 часов в неделю (1-4 классах).
 Образовательная область «Обществознание и естествознание» в 1-4 классах
предусматривает изучение учебного предмета «Окружающий мир» в объеме 2 часов в неделю.
 Образовательная область «Физическая культура» в 1-4 классах предусматривает изучение
предмета «Физическая культура» в объеме 2 часа в неделю.
 Образовательная область «Искусство» предусматривает изучение предметов
«Изобразительное искусство» в объеме 1 час в неделю и «Музыка» в объеме 1 час в неделю.
 Образовательная область «Технология» предусматривает изучение предмета
«Технология» в объеме 1 час в неделю 1-4 классах.
Таким образом, учебный план школы на 2023-2024 учебный год позволяет реализовать
федеральные государственные образовательные стандарты, сохраняет преемственность с
предыдущим учебным планом школы, направлен на решение задач формирования общей
культуры личности и адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для
осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ, ориентирован на
обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, учитывает
принципы индивидуального и дифференцированного обучения.

5

Годовой учебный план начального общего образования
(пятидневная учебная неделя)
Предметные
области

Учебные
предметы

Русский язык и
литературное
чтение

Русский язык

Иностранный язык
Математика и
информатика
Обществознание и
естествознание
(окружающий мир)
Основы
религиозных
культур и светской
этики
Искусство
Технология
Физическая
культура
ИТОГО:
Всего часов в неделю

Количество часов в неделю/год
1
2
3
4 класс
класс
класс
класс
5
5
5
5

Формы
промежуточной
аттестации
Итоговая
контрольная работа

Литературное
чтение
Иностранный язык
(английский)
Математика

4

4

4

4

Итоговая
контрольная работа
Контрольная
работа
Итоговая
контрольная работа
Итоговая
контрольная работа

-

2

2

2

5

5

5

4

Окружающий мир

2

2

2

2

Основы
религиозных
культур и светской
этики
Изобразительное
искусство
Музыка
Технология
Физическая
культура

-

-

-

1

Защита проекта

1

1

1

1

Тестовая работа

1
1
2

1
1
2

1
1
2

1
1
2

Тестовая работа
Тестовая работа
Тестовая работа

21
693

23
782

23
782

23
782

6

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».