Приказ Минпросвещения РФ от 27.12.2023 N 1028 О внесении изменений в некоторые приказы Министерства

Данный документ вступает в силу с 01.09.2024 (пункт 2).
Зарегистрировано в Минюсте России 2 февраля 2024 г. N 77121

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 27 декабря 2023 г. N 1028
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ
ПРИКАЗЫ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И
МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, КАСАЮЩИЕСЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
СТАНДАРТОВ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 4 августа 2023 г. N 479-ФЗ "О
внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации",
подпунктом 4.2.30 пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской
Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28
июля 2018 г. N 884, и абзацем вторым пункта 30 Правил разработки, утверждения
федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений,
утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 г. N
434, приказываю:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в некоторые приказы Министерства
образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской
Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов
основного общего образования и среднего общего образования.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2024 года.
Министр
С.С. КРАВЦОВ
УТВЕРЖДЕНЫ

приказом Министерства просвещения
Российской Федерации
от 27 декабря 2023 г. N 1028

ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В НЕКОТОРЫЕ
ПРИКАЗЫ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И
МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, КАСАЮЩИЕСЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
СТАНДАРТОВ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
1. В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 1 февраля 2011 г., регистрационный N 19644), с изменениями,
внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29
декабря 2014 г. N 1644 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6
февраля 2015 г., регистрационный N 35915), от 31 декабря 2015 г. N 1577 (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 2 февраля 2016 г., регистрационный N
40937), приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 11 декабря 2020 г.
N 712 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 декабря 2020 г.,
регистрационный N 61828) и от 8 ноября 2022 г. N 955 (зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 6 февраля 2023 г., регистрационный N 72264):
а) пункт 11.10 изложить в следующей редакции:
"11.10. Основы безопасности и защиты Родины
Изучение предметной области "Основы безопасности и защиты Родины" должно обеспечить:
физическое, эмоциональное, интеллектуальное и социальное развитие личности
обучающихся с учетом исторической, общекультурной и ценностной составляющей
предметной области;
формирование и развитие установок экологически целесообразного и здорового образа
жизни;
понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности
жизнедеятельности и защиты Родины;
овладение основами современной культуры безопасности жизнедеятельности, понимание
ценности экологического качества окружающей среды как естественной основы
безопасности жизни;
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной

безопасности и защиты населения;
установление связей между жизненным опытом обучающихся и знаниями из разных
предметных областей.
Предметные результаты изучения предметной области "Основы безопасности и защиты
Родины" должны отражать:
1) формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе
понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания
значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и социального характера;
2) формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
3) понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности
жизнедеятельности и защиты Родины;
4) понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении
национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и
терроризма;
5) понимание необходимости подготовки граждан к защите Отечества;
6) формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя,
наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
7) формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
8) понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной
жизни человека;
9) знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствий для личности,
общества и государства;
10) знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных
и чрезвычайных ситуаций;
11) умение оказать первую помощь пострадавшим;
12) умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их
проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников,
готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности;
13) умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом
реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
14) овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с
учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.";
б) дополнить пунктом 11.11 следующего содержания:
"11.11. Физическая культура
Изучение предметной области "Физическая культура" должно обеспечить:

физическое, эмоциональное, интеллектуальное и социальное развитие личности
обучающихся с учетом исторической, общекультурной и ценностной составляющей
предметной области;
формирование и развитие установок активного и здорового образа жизни;
развитие двигательной активности обучающихся, достижение положительной динамики в
развитии основных физических качеств и показателях физической подготовленности,
формирование потребности в систематическом участии в физкультурно-спортивных и
оздоровительных мероприятиях.
Предметные результаты изучения предметной области "Физическая культура" должны
отражать:
1) понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в
активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального
здоровья;
2) овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание основы
для формирования интереса к расширению и углублению знаний по истории развития
физической культуры, спорта и олимпийского движения, освоение умений отбирать
физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных
систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной,
тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учетом индивидуальных
возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их
в режим учебного дня и учебной недели;
3) приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической
культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма;
освоение умения оказывать первую доврачебную помощь при легких травмах; обогащение
опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой,
форм активного отдыха и досуга;
4) расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической
подготовленности; формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих
основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять
тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством
использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб, определять
индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность ее
воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с
разной целевой ориентацией;
5) формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и
корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности,
состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических
действий, приемами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением
использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности;
расширение двигательного опыта за счет упражнений, ориентированных на развитие
основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем
организма, в том числе в подготовке к выполнению нормативов Всероссийского
физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО);
6) для слепых и слабовидящих обучающихся:

формирование приемов осязательного и слухового самоконтроля в процессе формирования
трудовых действий;
формирование представлений о современных бытовых тифлотехнических средствах,
приборах и их применении в повседневной жизни;
7) для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
владение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья, поддержания
работоспособности, профилактики предупреждения заболеваний, связанных с учебной и
производственной деятельностью, с учетом двигательных, речедвигательных и сенсорных
нарушений у обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата;
владение доступными способами самоконтроля индивидуальных показателей здоровья,
умственной и физической работоспособности, физического развития и физических качеств;
владение доступными физическими упражнениями разной функциональной направленности,
использование их в режиме учебной и производственной деятельности с целью
профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособности;
владение доступными техническими приемами и двигательными действиями базовых видов
спорта, активное применение их в игровой и соревновательной деятельности;
умение ориентироваться с помощью сохранных анализаторов и безопасно передвигаться в
пространстве с использованием при самостоятельном передвижении ортопедических
приспособлений.";
в) в пункте 18.3.1:
абзац тринадцатый изложить в следующей редакции:
"основы безопасности и защиты Родины (основы безопасности и защиты Родины);";
дополнить абзацем четырнадцатым следующего содержания:
физическая культура (физическая культура).".
2. В федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования,
утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая
2012 г. N 413 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 июня 2012
г., регистрационный N 24480), с изменениями, внесенными приказами Министерства
образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 1645 (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 9 февраля 2015 г., регистрационный N
35953), от 31 декабря 2015 г. N 1578 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 9 февраля 2016 г., регистрационный N 41020) и от 29 июня 2017 г. N 613
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 июля 2017 г.,
регистрационный N 47532) и приказами Министерства просвещения Российской Федерации
от 24 сентября 2020 г. N 519 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 23 декабря 2020 г., регистрационный N 61749), от 11 декабря 2020 г. N 712
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 декабря 2020 г.,
регистрационный N 61828) и от 12 августа 2022 г. N 732 (зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 12 сентября 2022 г., регистрационный N 70034):
а) дополнить пунктом 9.14.1 следующего содержания:
"9.14.1. По учебному предмету "Основы безопасности и защиты Родины" (базовый уровень)

требования к предметным результатам освоения базового курса по основам безопасности и
защиты Родины должны отражать:
1) знание основ законодательства Российской Федерации, обеспечивающих национальную
безопасность и защиту населения от внешних и внутренних угроз; сформированность
представлений о государственной политике в области обеспечения государственной и
общественной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
различного характера;
2) знание задач и основных принципов организации Единой системы предупреждения и
ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, прав и обязанностей гражданина в этой
области; прав и обязанностей гражданин в области гражданской обороны; знание о действиях
по сигналам гражданской обороны;
3) сформированность представлений о роли России в современном мире; угрозах военного
характера; роли Вооруженных Сил Российской Федерации в обеспечении защиты
государства; знание положений Общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской
Федерации;
4) сформированность знаний об элементах начальной военной подготовки (включая
общевоинские
уставы,
основы
строевой,
тактической,
огневой,
инженерной,
военно-медицинской и технической подготовки), правилах оказания первой помощи в
условиях ведения боевых действий, овладение знаниями требований безопасности при
обращении со стрелковым оружием;
5) сформированность представлений о боевых свойствах и поражающем действии оружия
массового поражения, а также способах защиты от него;
б) сформированность представлений о применении беспилотных летательных аппаратов и
морских беспилотных аппаратов; понимание о возможностях применения современных
достижений научно-технического прогресса в условиях современного боя;
7) сформированность необходимого уровня военных знаний как фактора построения
профессиональной траектории, в том числе в образовательных организациях,
осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства,
обеспечении законности и правопорядка;
8) сформированность представлений о ценности безопасного поведения для личности,
общества, государства; знание правил безопасного поведения и способов их применения в
собственном поведении;
9) сформированность представлений о возможных источниках опасности в различных
ситуациях (в быту, транспорте, общественных местах, в природной среде, в социуме, в
цифровой среде); владение основными способами предупреждения опасных ситуаций; знание
порядка действий в чрезвычайных ситуациях;
10) сформированность представлений о важности соблюдения правил дорожного движения
всеми участниками движения. Знание правил безопасного поведения на транспорте, умение
применять их на практике, знание о порядке действий в опасных и чрезвычайных ситуациях
на транспорте;
11) овладение знаниями о способах безопасного поведения в природной среде; умением
применять их на практике; знание порядка действий при чрезвычайных ситуациях
природного характера; сформированность представлений об экологической безопасности,

ценности бережного отношения к природе, разумного природопользования;
12) знание основ пожарной безопасности; умение применять их на практике для
предупреждения пожаров; знание порядка действий при угрозе пожара и пожаре в быту,
общественных местах, на транспорте, в природной среде; знание прав и обязанностей
граждан в области пожарной безопасности;
13) владение основами медицинских знаний: владение приемами оказания первой помощи
при неотложных состояниях; сформированность представлений об инфекционных и
неинфекционных заболеваниях, способах профилактики; сформированность представлений о
здоровом образе жизни и его роли в сохранении психического и физического здоровья,
негативного отношения к вредным привычкам; знания о необходимых действиях при
чрезвычайных ситуациях биологосоциального и военного характера; умение применять
табельные и подручные средства для само- и взаимопомощи;
14) знание основ безопасного, конструктивного общения, умение различать опасные явления
в социальном взаимодействии, в том числе криминального характера; умение предупреждать
опасные явления и противодействовать им;
15) сформированность нетерпимости к проявлениям насилия в социальном взаимодействии;
знания о способах безопасного поведения в цифровой среде; умение применять их на
практике; умение распознавать опасности в цифровой среде (в том числе криминального
характера, опасности вовлечения в деструктивную деятельность) и противодействовать им;
16) сформированность представлений об опасности и негативном влиянии на жизнь
личности, общества, государства деструктивной идеологии, в том числе экстремизма,
терроризма; овладение знаниями о роли государства в противодействии терроризму; умение
различать приемы вовлечения в деструктивные сообщества, экстремистскую и
террористическую деятельность и противодействовать им; знание порядка действий при
объявлении разного уровня террористической опасности, при угрозе совершения
террористического
акта;
совершении
террористического
акта;
проведении
контртеррористической операции.
Требования к предметным результатам освоения обучающимися с ограниченными
возможностями здоровья базового курса "Основы безопасности и защиты Родины"
определяются с учетом особенностей их психофизического развития, состояния здоровья,
особых образовательных потребностей.";
б) пункт 9.16 признать утратившим силу;
в) в пункте 18.3.1:
строку восьмую таблицы изложить в следующей редакции:
"

Основы безопасности и защиты Родины

Основы безопасности и защиты Родины
"

дополнить таблицу строкой девятой следующего содержания:
"

Физическая культура Физическая культура
";
абзац девятнадцатый изложить в следующей редакции:
"Учебный план профиля обучения и (или) индивидуальный учебный план должны содержать
не менее 13 учебных предметов (русский язык, литература, математика, иностранный язык,
информатика, физика, химия, биология, история, обществознание, география, основы
безопасности и защиты Родины, физическая культура) и предусматривать изучение не менее
2 учебных предметов на углубленном уровне из соответствующей профилю обучения
предметной области и (или) смежной с ней предметной области.".
3. В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования, утвержденном приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
31 мая 2021 г. N 287 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5
июля 2021 г., регистрационный N 64101), с изменениями, внесенными приказами
Министерства просвещения Российской Федерации от 18 июля 2022 г. N 568
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 августа 2022 г.,
регистрационный N 69675) и от 8 ноября 2022 г. N 955 (зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 6 февраля 2023 г., регистрационный N 72264):
а) в пункте 33.1:
строку одиннадцатую таблицы изложить в следующей редакции:
"

Основы безопасности и защиты Родины

Основы безопасности и защиты Родины
"

дополнить таблицу строкой двенадцатой следующего содержания:
"

Физическая культура Физическая культура
";
б) дополнить пунктом 45.10.1 следующего содержания:
"45.10.1. Предметные результаты по учебному предмету "Основы безопасности и защиты
Родины" предметной области "Основы безопасности и защиты Родины" должны
обеспечивать:
1) сформированность представлений о значении безопасного и устойчивого развития для
государства, общества, личности; фундаментальных ценностях и принципах, формирующих
основы российского общества, безопасности страны, закрепленных в Конституции
Российской Федерации, правовых основах обеспечения национальной безопасности, угрозах
мирного и военного характера;
2) освоение знаний о мероприятиях по защите населения при чрезвычайных ситуациях
природного, техногенного и биолого-социального характера, возникновении военной угрозы;
формирование представлений о роли гражданской обороны и ее истории; знание порядка
действий при сигнале "Внимание всем!"; знание об индивидуальных и коллективных мерах

защиты и сформированность представлений о порядке их применения;
3) сформированность чувства гордости за свою Родину, ответственного отношения к
выполнению конституционного долга - защите Отечества; овладение знаниями об истории
возникновения и развития военной организации России, структуре, функциях и задачах
современных Вооруженных сил Российской Федерации, военных символах видов и родов
войск Вооруженных сил Российской Федерации; освоение знаний о правах и обязанностях
граждан Российской Федерации в области обороны;
4) сформированность представлений о назначении, боевых свойствах и общем устройстве
стрелкового оружия;
5) овладение основными положениями Устава внутренней службы Вооруженных Сил
Российской Федерации и умение их применять при выполнении обязанностей воинской
службы;
6) сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, понятиях
"опасность", "безопасность", "риск", знание универсальных правил безопасного поведения,
готовность применять их на практике, используя освоенные знания и умения, освоение основ
проектирования собственной безопасной жизнедеятельности с учетом природных,
техногенных и социальных рисков;
7) знание правил дорожного движения, пожарной безопасности, безопасного поведения в
быту, транспорте, в общественных местах, на природе и умение их применять;
8) сформированность представлений о порядке действий при возникновении чрезвычайных
ситуаций в быту, транспорте, в общественных местах, на природе; умение оценивать и
прогнозировать неблагоприятные факторы обстановки и принимать обоснованные решения в
опасных и чрезвычайных ситуациях, с учетом реальных условий и возможностей;
9) освоение основ медицинских знаний; умение оказывать первую помощь пострадавшим
при потере сознания, остановке дыхания, наружных кровотечениях, попадании инородных
тел в верхние дыхательные пути, травмах различных областей тела, ожогах, отморожениях,
отравлениях; сформированность социально ответственного отношения к ведению здорового
образа жизни, исключающего употребление наркотиков, алкоголя, курения и нанесения
иного вреда собственному здоровью и здоровью окружающих;
10) сформированность представлений о правилах безопасного поведения в социуме,
овладение знаниями об опасных проявлениях конфликтов, манипулятивном поведении,
умения распознавать опасные проявления и формирование готовности им
противодействовать;
11) сформированность представлений об информационных и компьютерных угрозах,
опасных явлениях в сети Интернет, знаний о правилах безопасного поведения в
информационном пространстве и готовность применять их на практике;
12) освоение знаний об основах общественно-государственной системы противодействия
экстремизму и терроризму; сформированность представлений об опасности вовлечения в
деструктивную, экстремистскую и террористическую деятельность, умение распознавать
опасности вовлечения; знания правил безопасного поведения при угрозе или совершении
террористического акта;
13) сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков личного участия в
обеспечении мер безопасности личности, общества и государства;

14) понимание роли государства в обеспечении государственной и международной
безопасности, обороны страны, в противодействии основным вызовам современности:
терроризму, экстремизму, незаконному распространению наркотических средств.
Достижение результатов освоения программы основного общего образования обеспечивается
посредством включения в указанную программу предметных результатов освоения модулей
учебного предмета "Основы безопасности и защиты Родины".
Организация вправе самостоятельно определять последовательность модулей для освоения
обучающимися модулей учебного предмета "Основы безопасности и защиты Родины".";
в) в пункте 45.11:
абзац первый изложить в следующей редакции:
"45.11. Предметные результаты по учебному предмету "Физическая культура" предметной
области "Физическая культура" должны обеспечивать:";
абзац второй признать утратившим силу;
г) пункт 45.11.2 признать утратившим силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».