Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 17 им. В.Н. Новикова Тырминского сельского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края (МБОУ СОШ №17) УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ СОШ №17 ___________________/Е.М.Зарыпова Учебный план дошкольной группы МБОУ СОШ №17 на 2023/2024 учебный год п. Тырма, 2023 г. План организации образовательной деятельности в дошкольной группе МБОУ СОШ №17 является частью Программы, соответствует Уставу МБОУ СОШ №17. Длительность пребывания детей в дошкольной группе составляет 10 часов - с 07.30 до 18.00, пятидневная рабочая неделя. Для успешной реализации образовательного процесса, в дошкольной группе используются программы: - Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А.Васильева; - парциальная программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста», Р.Б. Стеркина, О.Л. Князева, Н.Н. Авдеева (образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»); - парциальная «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»», И.А. Лыкова (образовательная область «Художественноэстетическое развитие»); - «Программа по развитию речи дошкольников», О. С. Ушакова («Речевое развитие»); - парциальная программа социально – эмоционального развития дошкольников «Я – Ты – Мы», О.Л.Князева (образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»); - парциальная программа «Музыкальные шедевры», О.Н. Радыновой. (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»); Цели и задачи используемых программ соответствуют принципу развивающего образования, научной обоснованности и практической применимости, предполагают построение образовательного процесса на адекватных возрасту воспитанников формах работы. Их выбор отражает требования к расширению и углублению содержания образовательной работы с детьми по приоритетному направлению. Организация образовательного процесса включает два составляющих блока: 1. Совместная деятельность воспитателя с детьми: -непосредственно образовательная деятельность (НОД); -совместная деятельность взрослого и ребёнка. 2. Самостоятельная детская деятельность. Преимуществом данной модели организации образовательного процесса является баланс взрослой и детской инициативы, который достигается за счет гибкого проектирования партнерской деятельности. Педагогам предоставляется право варьировать место организованной образовательной деятельности в педагогическом процессе, интегрируя (объединяя) содержание различных видов организованной образовательной деятельности в зависимости от поставленных целей и задач. Совместная деятельность воспитателя с детьми - деятельность, которая осуществляется помимо непосредственно образовательной деятельности в блоке совместной деятельности. Это дает возможность снизить учебную нагрузку, реализовывать на практике дифференцированный подход к детям и качественную индивидуальную работу. Способствует всестороннему развитию личности ребенка с учетом их интересов, способностей, возможностей и раскрытию талантов и самоутверждению. Самостоятельная деятельность позволяет детям реализовать свои интересы и потребности, само реализоваться в полной мере. Учебный год начинается с 1 сентября и заканчивается 25 мая. План образовательной деятельности состоит из 2-х частей: инвариативной и вариативной. Инвариативная часть плана организации образовательной деятельности составляет 60% от общего объема реализации ООП ДОУ, предусматривает отсутствие превышения предельно допустимой нагрузки и соответствует требованиям СанПин 2.4.1.3049-13 в действующей редакции. Начало организованной образовательной деятельности в 1-й половине дня в 9.00, а во второй половине дня - с 15.50. Основу организации образовательного процесса с детьми 5 до 7 лет составляет комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, которая в 2 образовательном процессе задается взрослым, исключается из образовательного процесса учебная деятельность, как не соответствующая закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства. Образовательный процесс с детьми 6 – 7 лет предусматривает внедрение учебной модели в качестве средства подготовки воспитанников к обучению в школе, направлен на формирование предпосылок к учебной деятельности. Поставленные цели и задачи образовательной деятельности решаются на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь «к разумному минимуму». Образовательный процесс осуществляется с учетом: национально-культурных традиций, регионально-климатических особенностей, материально-технической оснащенности, предметно-развивающей среды, а также с учетом принципов: развивающего обучения, научной обоснованности, интеграции образовательных областей, возрастной адекватности, комплексно-тематического планировании и др. Инвариантная (обязательная) часть обеспечивает планируемые результаты освоения детьми основной образовательной программы дошкольного образования по направлениям развития: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественноэстетическому. Вариативная (модульная) часть сформирована участниками образовательного процесса дошкольного учреждения, обеспечивает вариативность образования, составляет не более 40 % от общего нормативного времени, отведенного на освоение основных образовательных областей. Вариативная (модульная часть) решает задачи приоритетного направления учреждения – познавательно - речевого развития дошкольников, с учетом национально-регионального компонента: НОД представлена по следующим образовательным областям: 1. Социально – коммуникативное развитие: - социализация; - ОБЖ. 2. Познавательное развитие: - ознакомление с предметным и социальным миром/ Ознакомление с природой в детском саду; - формирование элементарных математических представлений. 3. Речевое развитие: - развитие речи; - обучению грамоте. 4. Художественно-эстетическое развитие: - музыка; - лепка; - аппликация; - рисование; - конструирование. 5. Физическое развитие: - физическая культура. Для успешного осуществления приоритетной деятельности по познавательно речевому развитию детей в дошкольной группе особое внимание уделено организации работы в областях «Познавательное развитие» и «Речевое развитие». В связи с этим, еженедельно организована совместная деятельность по данным дисциплинам, со средней группы во второй половине дня ведётся совместная деятельность воспитателя с детьми по театрализованной деятельности. Это способствует активизации речи детей, развитию их коммуникативных качеств, формированию у воспитанников эстетического вкуса, творческих способностей, образного и пространственного мышления и приобщения детей к миру искусства. 3 Решение задач образовательной области «Познавательное развитие» включает сенсорное, познавательное развитие и экологическое воспитание. Комплексный подход к решению задач данной области направлен на формирование сенсорных способностей, расширение кругозора, приобщение ребенка к окружающему миру, знакомство со свойствами предметов и явлений, развития речевых навыков. Формирование целостной картины мира и бережного отношения к нему, становление экологической культуры ребёнка происходит как в ходе режимных моментов, так и при проведении непосредственно образовательной деятельности в группах старшего дошкольного возраста. Важное место в работе ДОУ занимает деятельность по «Развитию речи» дошкольников, которое происходит через: овладение речью как средством общения, обогащение активного словаря, развитие звуковой культуры и связной речи, фонематического слуха. В ходе НОД и в режимных моментах проходит знакомство с книжной культурой, детской литературой, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. В дошкольной группе разработано перспективное планирование на основе технологии Г. А. Глинка, «Занятия по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте «Буду учиться говорить, читать писать правильно». Организованная деятельность по «Физическому развитию» детей в дошкольной группе осуществляется под руководством инструктора по физической культуре, по совместительству воспитателя. Педагогические работники планомерную деятельность по формированию валеологических ценностей, становлению ценностей здорового образа жизни, формированию двигательной активности и физических качеств, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук. Большое внимание уделено выполнению основных движений, формированию начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами. Деятельность по реализации задач образовательной области «Социальнокоммуникативного развития» дошкольников проходит через все виды деятельности детей. В ходе игр, НОД и совместной деятельности с воспитателями происходит усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, формирование уважительного к семье и к сообществу, позитивных установок к труду и творчеству; формирование основ безопасного поведения. Для «Художественно-эстетического развития» воспитанников созданы все условия развития предпосылок восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование элементарных представлений о видах искусства, восприятие музыки, художественной литературы и фольклорных направлениях искусства, овладения навыками и умениями в изобразительной и музыкальной деятельности. В своей деятельности педагогические работники дошкольной группы осуществляют реализацию самостоятельной творческой деятельности детей. В своей работе педагоги дошкольной группы применяют различные формы проведения организованной совместной деятельности: традиционная, комплексная, интегрированная, тематическая и др. Образовательный процесс сочетается с игровой деятельностью. В своей работе воспитатели чаще используют подгрупповую форму проведения организованной деятельности. Максимально допустимый объём образовательной деятельности в дошкольной группе отвечает санитарным нормам и правилам. Дисциплины, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, запланировано изучать в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности (вторник, среда). Для профилактики утомления образовательные нагрузки сочетаются с физкультурными и музыкальными занятиями. 4 Обучение грамоте Чтение 0Художествен Рисование но – Лепка / эстетическое аппликация развитие Конструирован ие Музыка Общее количество НОД 3 108 0,5 0,5 18 18 1 Кол-во НОД в год - Кол- во НОД в неделю - Кол-во НОД в год Развитие движений Физическая культура Социально – ОБЖ коммуникатив Социализация ное развитие Труд «Ознакомление с природой в детском саду» /«Ознакомление с предметным и природным окружением» ФЭМП Развитие речи Кол-во НОД в неделю Физическое развитие Кол-во НОД в год Кол-во НОД в неделю Для осуществления ФГОС ДО к содержанию и методам воспитания и обучения в дошкольной группе имеется полное методическое обеспечение реализации задач всех образовательных областей. План по реализации ООП дошкольной группы разработан в соответствии с «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений - СанПин 2.4.1.3049-13» и утверждается на Педагогическом совете №1. Организация непосредственно образовательной деятельности в дошкольной группе в 2023-2024 учебном году Образовател НОД Группа, возраст, длительность (в минутах) и количество НОД ьные Старшая Подготови Средняя области (5-6 лет) тельная (3-5 лет) (25 мин.) (6-7 лет) (20 мин.) (30 мин.) - - - - 3 108 3 108 36 0,5 18 0,5 0,5 18 0,5 в ходе режимных моментов 1 36 1 18 18 36 1 1,5 36 54 2 2 72 72 36 36 0,5 18 1 36 1 1 36 36 1 36 2 13 72 468 1 1 0 0 в ходе режимных моментов 1 36 1 1 36 1 1 36 2 15 72 540 36 36 0 2 13 72 468 5 Парциальны 1.«Лучики»танцевальная е программы направленность (кружки) 2.»Умелые ручки»художественно -эстетическая направленност ь Общее кол-во 2 72 2 72 0 0 1 36 1 36 0 0 3 108 3 108 0 0 Учебный план МБОУ СОШ №16 дошкольной (ясельной )группы по реализации основной образовательной программы дошкольного образования для ясельной группы. Обоснование учебного плана Учебный план является важным документом, регулирующим деятельность педагогического коллектива, после Устава и Конвенции развития ДОУ. Учебный план реализует принцип «не навреди», обеспечивает выполнение государственного стандарта, гарантируя ребенку получение комплексов оздоровительных услуг. Специфика учебного плана заключается в предельно точном определении для каждой возрастной группы детей интеллектуальных, физических и психоэмоциональных нагрузок в течение недели, месяца, года. Учебный план определяет в режиме дня общую продолжительность образовательной деятельности. Учебный план составлен на пятидневную учебную неделю. Объём нагрузки в неделю (месяц, год) (в мин) = Время проведения одного НОД на количество НОД в неделю (в месяц, год). Базовая образовательная область Расширение ориентировки в окружающем мире и развитие речи Развитие движений Музыкальное Игры и занятия со строительным материалом Игры занятия с дидактическим материалом Итого в неделю «От рождения до школы под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.» Разделы программы Расширение ориентировки в окружающем мире и развитие речи Развитие движений Музыкальное Игры и занятия со строительным материалом Игры занятия с дидактическим материалом Итого в год Количество занятий в неделю 3 раза в неделю 2 раза в неделю 2 раза в неделю 1 раз в неделю 2 раза в неделю 10 занятий Количество в год 108 часов 72 часа 72 часа 36 часов 72 часа 360 часов 6 «От рождения до школы под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.» Нормативный срок реализации программы: с 01.09.23- 31.05.24 г.г. В своей работе педагоги дошкольной группы применяют различные формы проведения организованной совместной деятельности: традиционная, интегрированная, тематическая и др., по количеству детей – индивидуальную, подгрупповую и фронтальную формы организации. Образовательный процесс сочетается с игровой деятельностью. Решение образовательных задач осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности, так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.) Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательноисследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач. Проведение занятий как основной формы организации учебной деятельности детей (учебной модели организации образовательного процесса) целесообразно в возрасте не ранее 6 лет. Объем образовательной нагрузки (как непосредственно образовательной деятельности, так и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов) является примерным, дозирование нагрузки – условным, обозначающим пропорциональное соотношение продолжительности деятельности педагогов и детей по реализации и освоению содержания дошкольного образования в различных образовательных областях. Педагоги вправе самостоятельно корректировать (увеличивать или уменьшать) ежедневный объем образовательной нагрузки при планировании работы по реализации Программы в зависимости от типа и вида учреждения, контингента детей, региональной специфики, решения конкретных образовательных задач в пределах максимально допустимого объема образовательной нагрузки и требований к ней, установленных ФГОС ДО и действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН). Объем самостоятельной деятельности как свободной деятельности воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды по каждой образовательной области не определяется. Общий объем самостоятельной деятельности детей соответствует требованиям действующих СанПиН (3-4 часа в день для всех возрастных групп). В течение недели января ежегодно Программа реализуется в каникулярном режиме (только по направлениям физического и художественно-эстетического развития детей). Мониторинг развития детей проводится ежегодно без отрыва от образовательного процесса. В течение месяца в октябре и мае (в ходе образовательной работы) проводится комплексная психолого-педагогическая диагностика как адекватная форма оценивания результатов освоения Программы детьми дошкольного возраста и определения эффективности избранных форм организации, методов и приёмов, используемых в образовательной деятельности дошкольной группы МБОУ СОШ №17. 7