Основная общеобразовательная программа - образовательная программа дошкольного образования
Описание образовательной программы
Краткое описание основной образовательной
программы
дошкольного образования
Основная образовательная программа дошкольного образования МБОУ СОШ №17
дошкольной группы
- Основная
общеобразовательная программа – образовательная программа дошкольного
образования дошкольных групп при МБОУ СОШ №17 им. В.Н. Новикова
сельского поселения п. Тырма
Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края
1.Образовательная программа разработана в
соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования
(далее Федеральная программа, ФОП ДО) и Федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО).
Программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2
месяцев до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по
основным направлениям: социально-коммуникативному, познавательному, речевому,
художественно-эстетическому и физическому.
2. Образовательная программа
позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня
образования:
1) обучение и воспитание ребенка
дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ
его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту
содержании доступными средствами;
2) создание единого ядра содержания
дошкольного образования (далее - ДО), ориентированного на приобщение детей к
традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского
народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и
культуру своей семьи, большой и малой Родины;
3) создание единого федерального
образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до
поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребенку и его
родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне
зависимости от места проживания.
3. Образовательная программа в
соответствии с Федеральной программой определяет единые для Российской
Федерации базовые объем и содержание ДО, осваиваемые обучающимися в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее – ДОО/ДОУ), и
планируемые результаты освоения образовательной программы. Федеральная
программа разработана в соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО).
4. ФГОС ДО и Федеральная программа
являются основой для самостоятельной разработки и утверждения ДОУ
образовательных программ дошкольного образования (далее - Программа),
обязательная часть которых должна соответствовать Федеральной программе и
оформляется в виде ссылки на нее. Федеральная программа определяет объем
обязательной части этих Программ, который в соответствии с ФГОС ДО составляет
не менее 60% от общего объема программы. Часть, формируемая участниками
образовательных отношений, составляет не более 40% и может быть ориентирована
на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в том числе
региональных, в которых осуществляется образовательная деятельность;
сложившиеся традиции ДОУ; выбор парциальных образовательных программ и форм
организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют
потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива
и ДОО в целом. Содержание и планируемые результаты разрабатываемых в ДОО
Программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых
результатов Федеральной программы.
5. Образовательная программа
включает в себя учебно-методическую документацию, в состав которой входят
рабочая программа воспитания (далее - Программа воспитания), примерный режим и
распорядок дня дошкольных групп, календарный план воспитательной работы (далее
- План) и иные компоненты.
6. В Образовательной программе содержатся
целевой, содержательный и организационный разделы.
7. В целевом разделе Образовательной
программы представлены: цели, задачи, принципы ее формирования; планируемые
результаты освоения Образовательной программы в младенческом, раннем,
дошкольном возрастах, а также на этапе завершения освоения Федеральной
программы; подходы к педагогической диагностике достижения планируемых
результатов.
8. Содержательный раздел
Образовательной программы включает задачи и содержание образовательной
деятельности по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп
обучающихся (социально-коммуникативное, познавательное, речевое,
художественно-эстетическое, физическое развитие). В нем представлены описания
вариативных форм, способов, методов и средств реализации Основной программы в
соотвсетвии с ФОП ДО; особенностей образовательной деятельности разных видов и
культурных практик и способов поддержки детской инициативы; взаимодействия
педагогического коллектива с семьями обучающихся; направления и задачи коррекционно-развивающей
работы (далее - КРР) с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными
потребностями (далее - ООП) различных целевых групп, в том числе детей с
ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и детей-инвалидов.
В содержательный раздел
Образовательной программы входит рабочая программа воспитания, которая
раскрывает задачи и направления воспитательной работы, предусматривает
приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая
культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в
российском обществе.
9. Организационный раздел
Образовательной программы включает описание психолого-педагогических и кадровых
условий реализации Федеральной программы; организации развивающей
предметно-пространственной среды (далее - РППС) в ДОУ; материально-техническое
обеспечение Образовательной программы, обеспеченность методическими материалами
и средствами обучения и воспитания.
Раздел включает примерные перечни
художественной литературы, музыкальных произведений, произведений
изобразительного искусства для использования в образовательной работе в разных
возрастных группах, а также примерный перечень рекомендованных для семейного
просмотра анимационных произведений.
В разделе представлены примерный
режим и распорядок дня в дошкольных группах, федеральный календарный план
воспитательной работы.
10. Учреждению предоставлено право
выбора способов реализации образовательной деятельности в зависимости от
конкретных условий, предпочтений педагогического коллектива ДОУ и других
участников образовательных отношений, а также с учетом индивидуальных
особенностей обучающихся, специфики их потребностей и интересов, возрастных
возможностей.
11. Реализация Программ,
направленных на обучение и воспитание, предполагает их интеграцию в едином
образовательном процессе, предусматривает взаимодействие с разными субъектами
образовательных отношений, осуществляется с учетом принципов ДО,
зафиксированных во ФГОС ДО.
12. При соблюдении требований к
реализации Программ и создании единой образовательной среды создается основа
для преемственности уровней дошкольного и начального общего образования.
Программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, примерной
основной образовательной программой дошкольного образования, особенностей
образовательного учреждения, региона, образовательных потребностей и
запросов
воспитанников. Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание
и
организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования.
Программа обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных
и
индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому,
социально-
коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому
развитию.
Содержание образовательной программы определяется возможностями
образовательного учреждения и образовательными запросами основных
социальных
заказчиков – родителей воспитанников (или их законных представителей), с учетом
особенностей психофизического развития и возможностей детей.
Основными участниками образовательных отношений являются ребенок, родители
(лица их заменяющие), педагоги ДОУ.
Цель Программы - позитивная
социализация и всестороннее развитие ребенка
раннего и дошкольного возраста в адекватных его возрасту детских видах
деятельности с
учетом возрастных, индивидуальных психологических и физиологических
особенностей.
Задачи:
1.Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том
числе их
эмоционального благополучия.
2.Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка
в
период дошкольного детства независимо от пола, нации, языка, социального
статуса,
психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных
возможностей
здоровья).
3.Обеспечение преемственности основных образовательных программ
дошкольного и начального общего образования.4.Создание благоприятных
условий развития детей в соответствии с их возрастными
и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и
творческого
потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими
детьми,
взрослыми и миром.
5.Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на
основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в
обществе правил
и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
6.Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей
здорового
образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических,
интеллектуальных,
физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка,
формирования предпосылок учебной деятельности.
7.Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным,
индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
8.Обеспечение психолого-педагогической поддержки семье и повышение
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и
образования,
охраны и укрепления здоровья детей.
индивидуальных особенностей.
Программа охватывает все возрастные периоды физического и психического
развития детей: ранний возраст - от 2 мес. (при наличии соответствующих
условий) до 2 лет
(группы раннего возраста); младший дошкольный возраст - от 2 до 4 лет
(первая и вторая
младшие группы), средний дошкольный возраст - от 4 до 5 лет (средняя
группа), старший
дошкольный возраст - от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе
группы).
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений (педагогами и родителями (законными
представителями).
Целевой раздел включает пояснительную
записку, цели и задачи программы
дошкольного образования, принципы и подходы к реализации программы,
характеристики
особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста планируемые
результаты
освоения воспитанниками Программы ДОУ (целевые ориентиры).
Содержательный раздел состоит из обязательной
части и части формируемой
участниками образовательного процесса и включает описание образовательной
деятельности
в соответствии с направлениями развития ребенка, описание вариативных форм,
способов,
методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и
интересов,
описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции
нарушений
развития детей, способы и направления поддержки детской инициативы,
особенности
взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников,
психолого-
педагогическое сопровождение освоения детьми образовательной программы.
Учитывает особенности интеллектуальных
способностей у детей: умения логически мыслить, анализировать и делать
выводы, обобщать, классифицировать, самостоятельно приобретать знания. В
разделе «содержание психолого-педагогическая работа» представлено содержание
образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений
развития детей.
Одним из принципов построения Программы является личностно-
развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых родителей
(законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и
детей.
В Программе выделены обязанности МБОУ СОШ №17:
– информировать родителей (законных представителей) и
общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего
образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и
не только
семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную
деятельность;
– обеспечить открытость дошкольного образования;
– создавать условия для участия родителей (законных представителей) в
образовательной деятельности;
– поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании
детей, охране и укреплении их здоровья;
– обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную
деятельность,
в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с
семьёй на
основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
– создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов,
обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а
также для
обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов,
связанных с
реализацией Программы.
Организационный раздел дает представление о
том, в каких условиях реализуется
ООП ДО. В этом разделе представлены:
- режимы дня;
- режим двигательной активности;
- расписание НОД;
- традиционные для ДОУ события, праздники, мероприятия;
-организация предметно-пространственной развивающей образовательной среды;
- требования к материально-техническим условиям реализации ООП (в том числе
обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и
воспитания);
- кадровое обеспечение образовательного пр